Резолютивная часть оглашена
20.07.2023 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская детская клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Форсаж" (далее - Исполнитель, ООО) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на поставку перчаток медицинских для нужд учреждений Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001322021883 ИКЗ 222632000647563240100103070022219244, начальная (максимальная) цена контракта - 1 510 850,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
14.10.2022 года между Заказчиком и ООО заключен контракт N0142200001322021883-1 на поставку перчаток медицинских для нужд учреждения. Цена контракта - 705 711,83 рублей.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта номенклатура Товара и его количество и характеристики Товара определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту).
Согласно пункту 1.3 контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу:
445004, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Лесная, дом 1 - ГБУЗ СО "ТГДКБ" (склад Заказчика). Поставка осуществляется в рабочие дни Заказчика с 8 ч.00 мин. до 15ч.30 мин. по заявке Заказчика., (далее - Место доставки).
Пунктом 5.1 контракта определено, что поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), в порядке и в период (сроки), определенные Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Поставка товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Заявка на поставку товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
Поставка товара осуществляется единовременно в случае, если это предусмотрено Техническим заданием (Приложение 2 к контракту) и в сроки им установленным. При единовременной поставке Товара абзац второй пункта 5.1 Контракта не применяется.
Пунктом 5.2 контракта предусмотрено, что при поставке Товара Поставщик представляет следующую документацию:
а) копию регистрационного удостоверения на Товар, выданного уполномоченным органом;
б) техническую и (или) эксплуатационную документацию, инструкцию производителя (изготовителя) Товара на русском языке;
в) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (при наличии);
г) декларация о соответствии продукции (при наличии).
В день поставки Товара, но не позднее передачи Товара Заказчику, документы о приемке Товара, составленные по форме в соответствии с законодательством Российской Федерации, формируются, подписываются и размещаются Поставщиком в единой информационной системе.
Согласно спецификации (приложение N1 к контракту) ООО "Форсаж" обязалось поставить "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные". Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением "Перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные РЗН 2020/10428 от 21.05.2020 г. Выписка из реестра российской промышленной продукции Реестровая запись N 3786\1\2021. Дата внесения в реестр: 29.10.2021 г.".
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0142200001322021883 от 21.09.2022 г. установлено ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ООО "Форсаж" в своем письме исх. N10/10/01/2022 от 10.10.2022 г. гарантировало поставку перчаток медицинских, нестерильных для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская детская клиническая больница" в полном объеме, с надлежащими количественными и качественными характеристиками в соответствии с условиями Контракта.
Однако, поставка перчаток для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская детская клиническая больница" Обществом в соответствии с условиями контракта не осуществлена.
14.04.2023 г. ООО "Форсаж" в адрес Заказчика поставлены перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, страна происхождения товара - Малайзия, что подтверждается Товарной накладной NFS000000050, а также Регистрационным удостоверением на медицинской изделие NРЗН 2019/8099.
12.04.2023 г. Комиссией Заказчика по приемке лекарственных средств, изделий медицинского назначения в соответствии с разделом 6 Контракта составлен Акт о несоответствии товара заявленным характеристикам контракта.
25.04.2023 г. Заказчиком в адрес ООО "Форсаж" направлено Уведомление о необходимости прибытия представителя для возврата товара поставщику N438/01-13.
28.04.2023 г. товар возвращен поставщику, что подтверждается Актом возврата товара.
28.04.2023 г. в адрес поставщика ООО "Форсаж" направлена повторная заявка N457/01-13.
На попытки Заказчика выяснить сроки поставки товара, Поставщик никаких комментариев не давал.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 10.3 контракта предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств 15.05.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
15.05.2023 года Заказчик разместил решение об одностороннем расторжении контракта. N511/01-13 в информационной системе.
Вместе с тем, 17.05.2023 г. ООО "Форсаж" в адрес Заказчика поставлены перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные, информация на первичной упаковке по ТУ 22.19.60-062-00149274-2020, РЗН 2020/10428 от 01.06.2021 г., производитель АО "КРИЗ":
1. Перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные, текстурированные, неопудренные, повышенной прочности, размер М, L.
Номер партии 1101012023 - первичной упаковки, дата изготовления 01.2023 г.
Номер партии 1201012023 - групповой упаковки, дата изготовления 01.2023 г.
2. Перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные, текстурированные, неопудренные, размер S, М, L
Номер партии 1101012023 - первичной упаковки, дата изготовления 01.2023 г.
Номер партии 1201012023 - групповой упаковки, дата изготовления 01.2023 г.
Однако, при приемке товара выявлено следующее:
1. При первичном осмотре упаковок выявлено несоответствие номера партии на первичной упаковке номеру партии на групповой упаковке.
2. На упаковках, полученных перчаток, указаны перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные, текстурированные, неопудренные РЗН 2020/10428 от 01.06.2021 г., производитель АО "КРИЗ". Согласно этому РУ код вида медицинского изделия 122560 (перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные), что не соответствует техническому заданию контракта.
3. Дата выпуска перчаток 01.2023 г. Согласно каталогу продукции Минпромторга России, действует новое РЗН 2022/19068 от 08.12.2022 г., производитель АО "КРИЗ", код вида медицинского изделия 122540 (перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные, не антибактериальные). По данному РУ перчатки имеют техническое описание, в котором указана длина 220-23 0 мм, что не соответствует техническому заданию контракта.
4. Маркировка на упаковках с перчатками повышенной прочности произведена с помощью оргтехники.
5. В данных действующих удостоверениях РЗН 2020/10428 от 01.06.2021 г. и РЗН 2022/19068 от 08.12.2022 г., производитель АО "КРИЗ", нет варианта исполнения медицинского изделия перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные повышенной прочности.
17.05.2023 года Заказчиком составлен Акт о несоответствии товара заявленным характеристикам контракта.
22.05.2023 г. Заказчиком направлен запрос производителю АО "КРИЗ" исх. N549/01-13.
24.05.2023 г. Заказчиком также направлен запрос ООО "Форсаж" исх. N558/01-13 с просьбой дать пояснение по поставленному товару.
Учитывая тот факт, что для проверки соответствия условиям контракта поставленного товара потребуется время и возможно проведение экспертизы, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик принял решение об отмене одностороннего отказа от исполнения контракта, 25.05.2023 года разместил решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта исх. N569/01-13 в единой информационной системе.
26.05.2023 г. Заказчиком получен ответ от ООО "Форсаж", из которого следовало, что Поставщик готов забрать товар, если качество не устраивает Заказчика. При этом Поставщик уклонился от пояснений о соответствии поставленного товара техническому заданию контракта.
31.05.2023 г. в адрес ГБУЗ СО "ТГДКБ" поступил ответ от завода - производителя АО "КРИЗ", который также не дал разъяснений о выпуске поставленных перчаток с данными характеристиками и номерами партий на предприятии.
31.05.2023 г., 01.06.2023 г. в адрес АО "КРИЗ" направлены повторные запросы о подтверждении производства поставленных перчаток на заводе - производителе.
Однако, ответ от завода - производителя АО "КРИЗ" не поступил.
Учитывая все вышеизложенные факты, ГБУЗ СО "ТГДКБ" не приняло поставленный ООО "Форсаж" товар, о чем 08.06.2023 г. разместило информацию в единой информационной системе.
17.07.2023 г. на электронную почту ГБУЗ СО "ТГДКБ" поступило письмо от ООО "Форсаж" о готовности забрать поставленные перчатки.
На основании вышеизложенного 03.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 03.07.2023 года, вступило в силу 14.07.2023 года.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Общество пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представлены.
Кроме того, ранее в Самарское УФАС России поступали обращения Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "Форсаж".
Также, в единой информационной системы содержатся 3 записи о включении ООО "Форсаж" в реестр недобросовестных поставщиков.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения поставка товара, являющегося предметом контракта, Поставщиком не осуществлена надлежащим образом.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно получение медицинских перчаток. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "Форсаж" (ИНН 6311184873, ОГРН 1196313041957, Самарская обл., Самара г.о., Самара г., Железнодорожный вн.р-н, Самара г., Пролетарская ул., д. 169, офис 1; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Туренко Юлия Вячеславовна (ИНН 583407754509), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "Форсаж", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 июля 2023 г. N РНП-63-169
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023