Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия МКУ Управление благоустройства Пермского муниципального округа (далее - Заказчик), ГКУ ПК "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на работы по установке пожарных резервуаров на территории ЗАТО Звёздный (Площадка N3) (изв. N 0356500001423003060),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423003060 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на работы по установке пожарных резервуаров на территории ЗАТО Звёздный (Площадка N3).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 901 994,28 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.07.2023 г.
Заявитель считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно были установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с соответствии с положениями Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
Заказчик, Уполномоченный орган с жалобой не согласны, о указав, в том числе, что объект закупки включает в себя поставку резервуара ЕП-3 противопожарного запаса воды.
В соответствии с п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1.1 приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с пп. 1.2 и 1.3 п. 1 приказа N 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Кроме того, согласно п. 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Согласно п. 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о закупках наименования страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2 приказа N 126н положения пп. 1.1 - 1.3 п. 1 приказа N 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о закупках;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о закупках, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
В соответствии с положениями письма ФНС России от 19.04.2019 N АС-4-5/7494, приказ N 126н не применяется при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется товар.
В соответствии с положениями Письма ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Согласно извещению, Заказчиком было установлено условие допуска в соответствии с положениями Приказа N 126н.
Установлено, что объектом оспариваемой закупки является монтаж пожарных резервуаров (код ОКПД2 - 33.20.39.900), а также резервуар для нефти, нефтепродуктов и прочих жидкостей (код позиции КТРУ - 25.29.11.000-00000007).
Описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание.
Согласно положениям п. 6 Технического задания "Требования к основным товарам (материалам), используемым при выполнении работ", Товары (материалы), используемые при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, указанным в проектной документации, иметь соответствующие сертификаты, паспорта, подтверждающие их качество и отвечать установленным параметрам противопожарной и санитарной безопасности. Резервуар под воду должен быть горизонтальный, стальной подземный с конусными днищами, одностенный. В комплектацию входят: рамы строповочные, горловина Ду 800 с крышкой 900 мм удлиненная 2800 мм, трубная обвязка по чертежу, внешнее покрытие РМБ (усиленный тип гидростеклоизоляции), внутреннее покрытие - лакокрасочное, лестница обслуживания внутри резервуара; скобы для спуска на колодце; ЛЗ 150 с ответными фланцами; пожарная головка и заглушка. Горловина должна быть утеплена. (мин. вата 100 мм и оцинкованные листы 0,7 мм).
Таким образом, в силу п. 6 Технического задания, резервуар относится к товарам, используемым при выполнении работ.
Приложение 1 к Техническому заданию содержит сведения о функциональных, технических и качественных характеристиках резервуара для нефти, нефтепродуктов и прочих жидкостей, для пожарной воды.
В соответствии с приложением к извещению обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальная (максимальная) цена контракта включает в себя стоимость выполнения строительно-монтажных работ, все затраты на транспортировку рабочих, стоимость используемых материалов, оборудования их доставки и разгрузки, расходы на временные здания и сооружения 1,5%, резерв средств на непредвиденные работы и затраты 3,0%, НДС 20%, иные обязательные платежи, взимаемые с подрядчика в связи с исполнением контракта.
Локальный сметный расчет (СМЕТА) N 02-01-02-03 (Приложение к извещению) (далее - ЛСР) содержит сведения о наименованиях необходимых к выполнению работ, необходимых материалах, а также их стоимости.
п. 92 ЛСР включает в себя резервуар ЕП-3 противопожарного запаса воды V=25м3 (стоимость позиции - 1 179 600,90 руб.).
Раздел 3 проекта контракта о порядке и сроках приемки (приложение к извещению) содержит, в том числе, следующие положения:
п. 3.3 Для проверки выполненной работы (ее результатов) Подрядчиком в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
п. 3.4 Для проведения экспертизы выполненной работы эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Заказчика и Подрядчика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненной работы в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
п. 3.8 Подрядчик в течение 1 рабочего дня с даты окончания выполнения работ передает Заказчику документы, предусмотренные пунктом 7 Технического задания, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - единая информационная система), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что раздел 3, иные положения проекта контракта, приложений к извещению о проведении закупки не содержат сведений о порядке приемки поставленного товара.
Кроме того, п. 7 Технического задания, содержит требования лишь к приемке результата работ, в то время как порядок приемки поставленного товара в указанном пункте отсутствуют.
В соответствии с п. 2.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (далее - Требования), предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Данная информация должна быть указана в отношении установленных в описании объекта закупки (Техническом задании) показателей с учетом положений, указанных в Инструкции по заполнению заявки в части характеристик товара (Приложение 1 к настоящему Требованию). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в результате анализа приложений к извещению не представляется возможным установить, является ли вышеуказанный резервуар поставляемым товаром и переходит на баланс Заказчика, поскольку проект контракта, иные приложения к извещению не содержат сведений о порядке перехода вещных прав на резервуар (на основании товарной накладной, акта передачи, приемки на бухгалтерский учет и т.д.).
На основании указанного, у Заказчика, Уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для установления требований о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в извещении о проведении закупки, а также, с учетом положений письма ФНС России от 19.04.2019 N АС-4-5/7494, требований в соответствии с положениями Приказа N 126н.
Таким образом, в ходе рассмотрения довода жалобы, а также проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2023 NИЭА1, по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" на действия МКУ Управление благоустройства Пермского муниципального округа, ГКУ ПК "Центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на работы по установке пожарных резервуаров на территории ЗАТО Звёздный (Площадка N3) (изв. N 0356500001423003060) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах, выявленное в ходе рассмотрения доводов жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июля 2023 г. N 10249/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023