Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 10289/23) Управления перспективного развития территории администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик, Управление развития территории) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Митряковой Ю.А. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт тротуара по ул. Советская (изв. N 0156300048622000125).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300048622000125 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт тротуара по ул. Советская. Начальная (максимальная) цена контракта 2 686 294,84 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.07.2022 г. между Заказчиком и ИП Митряковой Ю.А. (далее - Подрядчик) заключен контракт N 0156300048622000125 на ремонт тротуара по ул. Советская на сумму 2 028 152,32 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 29.06.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту тротуара по ул. Советская (далее работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ, результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта;
1.4. Срок окончания выполнения работ: 30.09.2022 г.
1.5. Место выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.7. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
8.5.4. при нарушении Подрядчиком условий контракта, ведущих к снижению качества работ, срыву сроков выполнения работ;
8.5.5. при задержке Подрядчиком начала и хода работ по причинам, независящим от Заказчика, более чем на 20 (двадцать) дней;
8.5.6. при изменении законодательства в период выполнения обязательств по контракту, изменяющие условия контракта;
8.5.7. при выдаче актов государственными органами в соответствии с действующим законодательством, лишающих Подрядчика права на производство работ;
8.5.8. при невозможности дальнейшего финансирования из-за недостатка средств в утвержденном бюджете.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 29.06.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.07.2023 г.
Информация об ИП Митряковой Ю.А. направлена в адрес Пермского УФАС России 12.07.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, Управление развития территории приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств:
23.12.2022 в адрес Заказчика Подрядчиком был направлен акт о приемке выполненных работ от 23.12.2022 N 6, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 22.12.2022 (формы КС - 3), акты о приемке выполненных работ (формы КС - 2) от 22.12.2022 N 1-5, счет на оплату N 118 от 22.12.2022 г.
В срок, установленный в п. 3.9 Контракта, Заказчиком была проведена экспертиза выполненных работ по итогам проведения которой установлено, что результаты работ не соответствуют положениям Контракта.
Заказчиком в адрес Подрядчика был направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке исполненных работ от 24.01.2023 N 35, в котором Заказчик в срок до 01.07.2023 установил требование об устранении недостатков выполненных работ и повторном направлении Заказчику документов о приёмке в порядке, предусмотренном Контрактом.
Однако, актами визуального осмотра от 15.05.2023 и 23.06.2023 установлено, что работы по исполнению Контракта Подрядчиком не возобновлены, выявленные ранее недостатки не устранены.
На основании вышеуказанного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В материалах переписки между Заказчиком и ИП Митряковой Ю.А. Подрядчик сообщает, что в период проведения работ ИП Митряковой Ю.А. обнаружены несоответствия работ, указанных в Техническом задании и фактически требуемым работам.
Кроме того, Подрядчик в материалах переписки обращает внимание на то, что предусмотренная положениями Контракта установка лестничных площадок и маршей невозможна ввиду обстоятельств объективного характера, в частности, ввиду сложного рельефа улицы, о чем ИП Митрякова Ю.А. сообщала Заказчику. Также Подрядчик поясняет, что представители Заказчика неоднократно присутствовали на месте проведения работ.
Заказчиком в адрес Комиссии был предоставлен акт по строительному контролю (техническому надзору) N148 от 11.01.2023 г., составленный ООО "Фреза". Данная организация, в соответствии с положениями муниципального контракта N59-2022 от 03.08.2022 г., оказывает услуги по строительному контролю (техническому надзору) по объекту "Ремонт тротуара по ул. Советская" в г. Кунгуре.
Из указанного акта, можно сделать вывод о том, что определенная часть работ ИП Митряковой Ю.А. была выполнена.
Вместе с тем, Заказчик в материалах переписки, а также ООО "Фреза" в вышеуказанном акте, обращают внимание на неисполнение Подрядчиком некоторых положений Технического задания и на некачественное исполнение иных работ.
Таким образом, Комиссия обращает внимание на то, что между сторонами возник спор относительно причин, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Также стоит отметить, что 06.07.2023 ИП Митрякова Ю.А. подала исковое заявление в Арбитражный суд Пермского края о взыскании задолженности за произведенные и неоплаченные работы по рассматриваемому Контракту.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Митрякова Ю.А. исполнила 17 контрактов.
Установленные Комиссией обстоятельства свидетельствуют о намерении Подрядчика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ИП Митряковой Ю.А., направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Митряковой Ю.А. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Митряковой Ю.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 июля 2023 г. N РНП-59-225
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023