Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Никофарм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Повязки) (изв. N 0356500003323000277),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 19.07.2023 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 20.07.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003323000277, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (Повязки).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 04.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 999 999,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.07.2023 г.
В материалах жалобы Заявитель обращает внимание на то, что Заказчик в аукционной документации требует к поставке товар, указанный в перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1), установленным Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 102).
Заявитель поясняет, что в данном перечне содержатся товары, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона предусмотренные ПП РФ N 102 ограничения не установлены.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик в нарушение положений Закона о закупках не установил ограничения, предусмотренные ПП РФ N 102.
Заказчик в предоставленных возражениях поясняет, что в Перечне N 1 имеется позиция - "повязки и покрытия раневые, пропитанные или покрытые лекарственными средствами; салфетки антисептические спиртовые; салфетки марлевые медицинские стерильные и нестерильные" с кодом ОКПД-2 21.20.24.160.
Следовательно, указанные изделия входят в Перечень N 1, утвержденный ПП РФ N 102.
Вместе с тем, Заказчик обращает внимание на то, что в данном электронном аукционе был указан объект закупки с иным кодом ОКПД-2, а именно - 32.50.50.190.
Данный код был использован Заказчиком ввиду того, что согласно п. 2.5. регламента формирования, ведения и применения нормативно-справочной информации в региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края утвержденного Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 30.12.2022 N 32-01-04-238, Каталог товаров, работ, услуг Пермского края является обязательным для применения заказчиками Пермского края и заказчиками муниципальных образований Пермского края, осуществляющими закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу указанного выше, Заказчиком применен СПГЗ "повязка для абсорбции экссудата, не гелевая, не антибактериальная".
В данном СПГЗ установлен код ОКПД-2 32.50.50.190 "изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Заказчик обращает внимание на то, что указанный код ОКПД-2 отсутствует в перечне N 1, ввиду чего, Заказчик правомерно не установил ограничения, предусмотренные ПП РФ N 102.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках, gри формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ПП РФ N 102, указанным постановлением, в соответствии со статьей 14 Закона о закупках, установлен:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных;
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки является поставка товаров (изделий медицинского назначения (Повязки), соответствующих коду ОКПД-2 32.50.50.190 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки).
Комиссией установлено, что указанный код отсутствует в Перечне N 1, утвержденным ПП РФ N 102.
Данный код ОКПД-2 присутствует в следующих позициях перечня медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2): "устройства для переливания кровезаменителей и инфузионных растворов (ПР)", "устройства для переливания крови, компонентов крови и кровезаменителей (ПК)", "контейнеры для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов", "контейнеры для заготовки, хранения и транспортировки донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом и конфигурацией контейнеров "верх/низ" (T&B)", "контейнеры для глубокой заморозки компонентов донорской крови (криоконсервирования)", "контур (набор, устройства, системы, комплект и т.п.) дыхательный для аппарата искусственной вентиляции легких и наркозно-дыхательного аппарат", "фильтр дыхательный (тепловлагообменник/бактериальный фильтр, бактериальный фильтр для медицинских газов)", "расходные материалы для сбора плазмы методом центрифугирования", "набор расходных материалов для аппарата донорского тромбоцитафереза", "контейнер с антикоагулянтом или раствором для консервирования компонентов крови".
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что Перечень N 2 является перечнем медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров, в то время как объект закупки - изделия медицинского назначения (Повязки) таковым не является, следовательно, Перечень N 2 в данном случае неприменим.
Таким образом, ввиду того, что наименование вида требуемого к поставке товара не совпадает ни с одним из указанных выше товаров, наличествующих в Перечне N 2, у Заказчика отсутствовала обязанность установления предусмотренных ПП РФ N 102 ограничений.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным, в действиях Заказчика не установлено признаков нарушения законодательства о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Никофарм" на действия ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье, при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Повязки) (изв. N 0356500003323000277) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июля 2023 г. N 10317/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023