Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "НИПИ ТРТИ" (далее - Заявитель) на действия Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми (далее - Заказчик), Администрации города Перми при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми (изв. N 0156300008723000132),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 10:00 18.07.2023 г.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 20.07.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600010823000175 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.06.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 10 300 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.07.2023 г.
Заявитель полагает, что требование п. 13 Технического задания о необходимости сбора исходных данных и подтверждения актуальности прогнозной транспортной модели города Перми (до 15 августа 2023 года) ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, о чем указали в своих пояснениях.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению, описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание, которое включает в себя, в том числе, следующие положения:
п. 1 Выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми (далее - работы, Программа, ПКРТИ);
п. 3 Основания для выполнения работ:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов" (с изм.);
- Постановление администрации города Перми от 20 октября 2021 года N 917 "Об утверждении муниципальной программы "Организация дорожной деятельности в городе Перми" (с изм.)
п. 13 Порядок выполнения работ:
1. Сбор исходных данных и подтверждение актуальности прогнозной транспортной модели города Перми (до 15 августа 2023 года)
Подрядчик подтверждает наличие актуальной, верифицированной и откалиброванной прогнозной транспортной модели города Перми путем предоставления Заказчику не позднее 10 рабочих дней с момента заключения контракта следующих данных прогнозной транспортной модели:
- файлы прогнозной транспортной модели в формате того программного обеспечения, в котором разработана данная прогнозная транспортная модель;
- картограмма суточной интенсивности транспортных потоков;
- картограмма суточной интенсивности пассажирских потоков;
- картограмма суточной интенсивности транспортных потоков грузового транспорта;
- картограмма интенсивности транспортных потоков в утренний час пик;
- картограмма интенсивности транспортных потоков в вечерний час пик;
- картограмма интенсивности транспортных потоков в межпиковый час.
Одновременно с передачей указанных выше данных Подрядчик сообщает Заказчику о дате, по состоянию на которую производилась актуализация, верификация и калибровка прогнозной транспортной модели города Перми. Передача данные должна быть осуществлена не позднее 20 календарных дней с указанной даты.
Картограммы передаются в виде векторных файлов в открытом формате или в виде изображений в формате .pdf. Картограммы должны включать всю территорию города Перми в утвержденных административных границах, в том числе, улично-дорожную сеть, транспортную инфраструктуру, а также внешние транспортные коммуникации.
Вместе с картограммами в табличной форме передаются значения интенсивности транспортных и пассажирских потоков, используемых при построении соответствующих картограмм. Предоставленные картограммы и данные в табличной форме должны позволять определить и зафиксировать численные значения суточной, пиковой часовой интенсивности движения транспортных потоков, суточной интенсивности пассажирских потоков на любом участке улично-дорожной сети или объекте транспортной инфраструктуры для последующего сравнения предоставленных расчетных данных с соответствующими натурными показателями.
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения данных прогнозной транспортной модели вправе произвести проверку на соответствие прогнозной транспортной модели требованиям, установленным разделом 16 настоящего технического задания, соответствия предоставленных данных прогнозной транспортной модели натурным данным на произвольных участках улично-дорожной сети, определяемых Заказчиком.
В случае несоответствия прогнозной транспортной модели установленным требованиям, если по результатам проверки среднеквадратическое отклонение расчетных и натурных данных окажется выше 0,25 или значения коэффициента корреляции прогнозной транспортной модели составит ниже 0,85, то Заказчик направляет Подрядчику соответствующее уведомление. В этом случае Подрядчик в течение 2 (двух) рабочих дней осуществляет доработку прогнозной транспортной модели и повторное направление данных прогнозной транспортной модели для рассмотрения Заказчику.
Подрядчик не вправе использовать прогнозную транспортную модель при разработке Программы в случае получения от Заказчика уведомления о несоответствии предоставленных данных прогнозной транспортной модели натурным данным и (или) несоответствии прогнозной транспортной модели требованиям, установленным п.16 технического задания.
В случае, если Подрядчик в течение 25 (двадцати пяти) рабочих дней не обеспечивает подтверждение наличия у него актуальной, верифицированной и откалиброванной прогнозной транспортной модели города Перми и ее соответствие требованиям, установленным п.16 технического задания, указанное обстоятельство расценивается как нарушение существенных условий муниципального контракта и является основанием для Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
п. 16 Требования к прогнозной транспортной модели:
Требования к прогнозной транспортной модели, применяемой для оценки принципиальных вариантов развития транспортной инфраструктуры:
- прогнозная транспортная модель должна быть разработана с применением программного обеспечения PTV Vision VISUM, или Aimsun или эквивалент;
- площадь области обсчета прогнозной транспортной модели должна составлять не менее 95% от территории города Перми;
- протяженность дорог общего пользования должна составлять не менее чем 1100 км.;
- количество узлов транспортных потоков - не менее 5200;
- количество межузловых отрезков - участков улично-дорожной сети - не менее 11000;
- количество межузловых отрезков с актуальными дорожно-транспортными характеристиками не менее 60% от общего количества;
- количество транспортных районов - не менее 700;
- сеть муниципальных маршрутов регулярных пассажирских перевозок города Перми должна содержать маршруты трамваев, автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки по регулируемым тарифам, и автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки по нерегулируемым тарифам;
- количество точек сбора статистических данных загруженности улично-дорожной сети для оценки и корреляции прогнозной транспортной модели - не менее 100;
- коэффициент корреляции прогнозной транспортной модели - не ниже 0,85;
- среднеквадратическое отклонение - не выше 0,25
- относительное значение RMSE (root of mean squared error) - не выше 0,3.
Положения п. 13, п. 16 Технического задания являются оспариваемыми.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что исходя из норм Закона о контрактной системе, Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о контрактной системе. При этом, повышенные требования к порядку оказания услуг также могут являться отражением потребности Заказчика в оказании ему услуг лучшего качества.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Таким образом, включение в извещение условий, исключающих участие в закупке определенных хозяйствующих субъектов, не соответствующих данным требованиям, сформулированным исходя из потребности Заказчика, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При этом, Комиссия не находит требования Технического задания неисполнимыми и ограничивающими возможность принятия участия в обжалуемой закупке для неограниченного круга хозяйствующих субъектов.
Так, в результате анализа обоснования НЦМК оспариваемой закупки, Комиссией было установлено, что указанное приложение было сформировано Заказчиком, Уполномоченным органом на основании поступивших коммерческих предложений, которые были представлены в адрес Комиссии.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы, Комиссией в адрес ООО "Агентство дорожной информации Радар", ООО "НИИАТ", ООО "Цифровые решения регионов" были сделаны запросы на предмет предоставления сведений о способах получения доступа к транспортной модели г. Перми в ходе выполнения работ, по сбору исходных данных и подтверждения актуальности прогнозной транспортной модели города Перми в контексте требований, в том числе, п. 13, 16 Технического задания к закупке изв. N 0156300008723000132, которые учитывались при формировании ими коммерческих предложений.
В своем ответе на запрос представители ООО "Агентство дорожной информации Радар" указали, в том числе, о том, им были разработаны прогнозные, оптимизационные, а также имитационные транспортные модели для всех крупных и крупнейших городов Российской Федерации, в том числе, для г. Перми. Кроме того, на рынке консалтинговых услуг в сфере транспортного планирования и организации дорожного движения работает около 50 хозяйствующих субъектов. Каждый из хозяйствующих субъектов имеет собственную стратегию выполнения работ, касающихся транспортного консалтинга, а также разработки различных документов транспортного планирования, в том числе разработки программ комплексного развития транспортной инфраструктуры в различных городах. При этом все без исключения хозяйствующие субъекты самостоятельно собирают данные о транспортной инфраструктуре городов, разрабатываю свои алгоритмы, необходимые для построения прогнозных, оптимизационных и имитационных транспортных моделей. Многие хозяйствующие субъекты на основе разработанных программных алгоритмов разрабатывают собственное программное обеспечение. Многие хозяйствующие субъекты используют стороннее программное обеспечение (PTV Vision VISUM, Aimsun, Cube Voyager), либо свободно распространяемое программное обеспечение (SUMO, MATSim, AequilibraE). У большинства этих организаций имеются в распоряжении как прогнозные, так и имитационные транспортные модели города Перми. В разное время на территории Пермского края работали многие консалтинговые компании в области транспортного планирования, организации дорожного движения и разработки документов транспортного планирования, таких как программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. В числе таких организаций ООО "Строй Инвест Проект", ООО "Лаборатория градопланирования", ООО "ЯНЭНЕРГО", АО "ИНСТИТУТ "СТРОЙПРОЕКТ", ГКУ "Центр безопасности дорожного движения Пермского края" и др.
ООО "НИИАТ" и ООО "Цифровые решения регионов", в своих ответах также подтвердили техническую возможность выполнения требований п. 13 и 16 Технического задания.
Следовательно, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии потенциальных исполнителей, готовых исполнять условия контракта в соответствии с требованиями описания объекта закупки.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2023 NИЭОК1, на участие в закупке была подана заявка, признанная конкурсной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, снижение цены контракта относительно НМЦК составило - 25%.
На основании указанного, довод Заявителя признан необоснованным, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа признаков нарушения законодательства о закупках выявлено не было.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НИПИ ТРТИ" на действия Департамента дорог и благоустройства администрации города Перми, Администрации города Перми при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Перми (изв. N 0156300008723000132) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июля 2023 г. N 10319/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023