Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Изделия Медицинского Назначения" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Частинская центральная районная больница" (далее - Заказчика) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв.N 0356300015123000068),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300015123000068 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку перчаток медицинских.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.07.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 499 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.07.2023 г.
Заявитель полагает, что дополнительным характеристикам, установленным в техническом задании, не соответствуют товары российского происхождения.
В письменных пояснениях Заказчик относительно установленных дополнительных требований указал следующее:
1) Относительно требования к цвету медицинских перчаток.
Действующий Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002) "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" (утв. постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. N 103-ст) (с изменениями и дополнениями) не содержит запретов на установление требований к цвету перчаток заказчик вправе закупать хирургические перчатки разных цветов, предназначенных для выполнения определенной функции.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках были соблюдены, указано объективное обоснование для использования в системе двойных перчаток с индикацией прокола. Таким образом, Правила использования КТРУ допускают установления дополнительных требований к товару отсутствующим в позиции каталога, ГОСТ Р 52238-2004 не содержит запретов на установление требований к цвету хирургических перчаток.
2) Относительно требования к манжете с адгезивной полосой или клейкой полосой.
Технические характеристики перчаток установлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52238-2004 и требованиями Роспотребнадзора по выбору и использованию медицинских перчаток с целью профилактики ИСМП (МР 3.5.1.0113-16). В примечании 2 ГОСТ Р 52238-2004 указано, что манжета перчатки может быть обрезана или закатана в венчик. Манжета обрезана и манжета без валика (венчика) - это синонимичные понятия. Манжета перчатки может быть либо быть закатанной в валик, либо обрезанной (в этом случае говорят, что она "без венчика" или "без валика"). Перчатки с требуемыми характеристиками представлены на рынке РФ неограниченно продукцией разных производителей. Заказчик имеет многолетний опыт работы и оказания высококвалифицированной медицинской помощи, а также опыт использования различных медицинских перчаток от разных производителей в том числе перчаток с требуемыми характеристиками. Следует отметить, что манжета обрезана и манжета без валика (венчика) - это синонимичные понятия. Манжета перчатки может быть либо быть закатанной в валик, либо обрезанной (в этом случае говорят, что она "без венчика" или "без валика").
В соответствии с п. 3.7 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 медицинские перчатки различаются по способу обработки края манжеты:
- манжета с обрезанным краем (с полосой против скольжения и без нее);
- край манжеты закатан в валик (с полосой против скольжения и без нее).
Под "полосой против скольжения" как раз и понимается адгезивная полоса (от слова "адгезия" - прилипание).
Таким образом, п. 3.7 Методических рекомендаций, уточняет положения примечания N 2 раздела 3.4. ГОСТа 52238, указывая, что перчатки по способу обработки края манжеты бывают 4 видов:
1) манжета с обрезанным краем без адгезивной полосы/полосы против скольжения;
2) манжета с обрезанные краем с адгезивной полосой/полосой против скольжения;
3) манжета закатана в венчик (в валик) с адгезивной полосой/полосой против скольжения;
4) манжета закатана в венчик (в валик) без адгезивной полосы/полосы против скольжения.
Таким образом, Заказчиком выбран вариант исполнения перчаток, прямо предусмотренный положениями системы национальной стандартизации. Указанное прямо предусмотрено, п. 4.17 Методических рекомендаций: "Валик на перчатке обеспечивает более надежную фиксацию манжеты на предплечье. Для лучшей фиксации обрезанного края используется липкая полоса". Требования к отсутствию венчика на манжете и наличие адгезивной/клейкой полосы, для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе продолжительных операций функционатьно значимы и не противоречат действующему ГОСТ Р 52238-2004 (функциональное обоснование требований внесено в ТЗ в соответствии с правилами применения КТРУ прописанными в Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 20.11.2021), а так же предусмотрены Методическими рекомендациями МР 3.5.1.0113-16.
3) Относительно метода стерилизации.
На рынке медицинских изделий в настоящее время представлены стерильные медицинские перчатки только с 2 способами стерилизации: газовым методом (с применением этиленоксида) и радиационным. Требование к определенному виду стерилизации перчаток обусловлено необходимостью использования максимально безопасных изделий при работе с пациентами. Также требование в описании объекта закупки аукционной документации важно и жизненно необходимо как для медицинского персонала, так и для пациентов, так как опасность, связанная с использованием изделий, стерилизованных газовым методом, обусловлена высокой вероятностью сохранения этилена оксида, в изделиях после процесса стерилизации, который поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает наркотическим и генотоксическим действием. Непосредственно для пациентов контакт с указанными веществами может быть разовым и относительно кратковременным. Однако, для медицинского персонала, контакт с указанными перчатками будет производится ежедневно на протяжении большей части смены, поэтому воздействие указанных веществ создает условия повышенного риска для здоровья медицинского персонала. Таким образом, перчатки с радиационным методом стерилизации имеют преимущество в отношении безопасности как для пациента, так и для медицинского работника. При этом, закупка изделий с отсутствием токсичности не противоречит нормам Законодательства.
Также Заказчик указал, что национальный режим не обязывает закупать товар только российского происхождения, за исключением случаев, когда нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств например Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства". В Перечень товаров, при закупке которых Заказчик обязан применять Постановление Правительства от 30 апреля 2020 г. N 617 включены в том числе "22.19.6 Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)". Дочерним кодом является "22.19.60 Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)", в числе которых есть код "22.19.60.110 Перчатки резиновые", подкодами которого являются:
22.19.60.111 Перчатки хирургические резиновые;
22.19.60.112 Перчатки резиновые технические;
22.19.60.113 Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые;
22.19.60.114 Перчатки резиновые хозяйственные 22.19.60.119 Перчатки резиновые прочие.
Следовательно, Заказчик в силу закона обязан применять указанные ограничения вне зависимости от кого, существует или нет на рынке РФ товары со странами происхождения России и ЕАЭС. Таким образом, довод является необоснованным.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках. При проведении предусмотренных Законом о закупках электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о закупках соответственно.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка перчаток медицинских, соответствующих позициям КТРУ 22.19.60.113-00000001, 22.19.60.113-00000003, 22.19.60.111-00000001, 22.19.60.119-00000002, 22.19.60.119-00000003, 22.19.60.119-00000001, 22.19.60.119-00000004, 22.19.60.119-00000008, 22.19.60.119-00000014 с характеристиками, указанными в Техническом задании.
Так, согласно позициям 2,3,4,7,8,17 Технического задания медицинские перчатки должны иметь такие характеристики как метод стерилизации, манжета с адгезивной полосой или клейкой полосой, цвет перчаток или цвет перчатки контрастный по отношению к крови и белому-бежевому цвету для использования в системе двойных перчаток с индикацией прокола.
Как указал Заказчик в письменных пояснениях требованиям спорных позиций будут соответствовать товары следующих производителей:
1) по позиции 2: перчатки GAMMEX Latex Underglove (РУ ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 г.), перчатки Armilla (РУ РЗН 2013/1220 от 06.12.2017 г.);
2) по позиции 3: перчатки Armilla антибактериальные (РУ РЗН 2013/1220 от 06.12.2017 г.), перчатки GAMMEX Powder-Free with АМТ (РУ ФСЗ 2011/09785 от 13.12.2013 г.);
3) по позиции 4: перчатки GAMMEX Latex Ortho (РУ ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 г.), перчатки WRP ProFeel (РУ ФСЗ 2010/07613 от 23.06.2014 г.);
4) по позиции 7: перчатки GAMMEX Non-Latex (РУ РЗН 2018/6704 от 22.01.2018 г.), перчатки heliomed (РУ ФСЗ 2009/04145 от 11.06.2014 г.);
5) по позиции 8: перчатки GAMMEX Latex Glove-In-Glove (РУ ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013 г.), перчатки WRP ProFeel (РУ ФСЗ 2010/07613 от 23.06.2014 г.);
6) по позиции 17: перчатки WRP (РУ ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014 г.), перчатки Hydrex (РУ ФСЗ 2011/10956 от 03.11.2011 г., ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020 г.).
Кроме того, в адрес Комиссии представлены технические паспорта на соответствующие перчатки.
Проанализировав представленные технические паспорта Комиссия приходит к выводу о соответствии указанных медицинских перчаток требованиям Технического задания, в том числе спорным характеристикам.
Следовательно, спорным позициям соответствуют товары как минимум двух производителей. Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено, равно как и не представлены сведения о товаре российского происхождения, который бы соответствовал потребности Заказчика.
Также, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2023 NИЭА1 на участие в закупке поступило 3 заявки, 2 из которых признаны несоответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Изделия Медицинского Назначения" на действия ГБУЗ ПК "Частинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв.N 0356300015123000068) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023