Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (изв. N 0356200005123000306),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 19.07.2023 г. в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 21.07.2023 г. с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000306 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходных материалов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 845 594,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.07.2023 г.
Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных в п. 1, 2 Технического задания соответствует товар единственного производителя, а именно "Б.Браун Мельзунген АГ", Германия.
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, о чем указал в своих возражениях.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
23.06.2023 г. Пермским УФАС России было принято решение по жалобе ООО "ПМК-СЕРВИС" на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (изв. N 0356200005123000306).
В ходе проведения внеплановой проверки, рассмотрения доводов жалобы, проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлены, в том числе, нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках в части описания объекта закупки в отношении позиции N 1 Технического задания.
На основании вышеуказанного, 23.06.2023 г. Комиссией было принято решение о выдаче предписания Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки об устранении нарушений законодательства о закупках.
В целях устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчику, Аукционной комиссии, АО "ТЭК-Торг" (далее - Оператор электронной площадки) совершить следующие действия
1. Заказчику, Аукционной комиссии:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭА1.
2. Заказчику:
- внести изменения в извещение и приложения к нему о проведении электронного аукциона с учетом решения Комиссии от 23.06.2023 г. по жалобе ООО "ПМК-СЕРВИС" и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- разместить соответствующую информацию в Единой Информационной Системе с учетом решения Комиссии от 23.06.2023 г. по жалобе ООО "ПМК-СЕРВИС".
3. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность Заказчику, Аукционной комиссии исполнить пп. 1, 2 настоящего предписания;
- разместить на электронной площадке информацию о новом времени проведения открытого конкурса в электронной форме.
4. В срок до 10.07.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
5. В срок до 11.07.2023 г. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).
Исходя из информации, опубликованной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, Заказчиком, Аукционной комиссией 03.07.2023 г. отменен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭА1.
На основании указанного следует, что Аукционная комиссия, Оператор электронной площадки в своей части исполнили требования, указанные в предписании Комиссии Пермского УФАС России от 23.06.2023 г.
Вместе с тем Комиссией установлено следующее.
Согласно извещению (редакция от 05.07.2023 г.), описание объекта закупки содержится в приложении к извещению Техническое задание, которое включает в себя, в том числе, следующие позиции:
- Игла спинальная, тип Карандаш, одноразовая, 27G, длина 110-120 мм (Код КТРУ 32.50.13.110-00003475);
- Игла спинальная, тип Карандаш, одноразовая, 25G, длина 110-120 мм (Код КТРУ 32.50.13.110-00003643).
Указанные позиции Технического задания являются оспариваемыми.
В целях принятия объективного решения, Комиссией был сделан соответствующий запрос в адрес официального представителя на территории России производителя PAJUNK Medical Systems LP. - ЗАО "ШАГ".
В своем ответе на запрос (от 21.07.2023 г.) представители ЗАО "ШАГ" указали, что в отношении позиции N 1. Игла спинальная, тип Карандаш, одноразовая, 27G, длина 110-120 мм (Код КТРУ 32.50.13.110-00003475) - компанией Pajunk Medizintechnologie в данном варианте комплектации спинальная игла тип Карандаш 27G не выпускается, доступна только по КТРУ 32.50.13.110-00003476 "Диаметр, G: 27. Длина: >11 и 12 (см). Проводниковая игла: Да. Тип иглы: Карандаш. Таким образом, только с проводниковой иглой в комплекте. В отношении позиции N 2. Игла спинальная, тип Карандаш, одноразовая, 25G, длина 110-120 мм (Код КТРУ 32.50.13.110-00003643) - производится компанией Pajunk Medizintechnologie, каталожный номер производителя 031151-29А. Указанная продукция соответствует пунктам N 1-7 и N 10-12 Технического задания, но не соответствует по пунктам N 8 и N 9 Технического задания:
- Двухкомпонентный павильон иглы
- Наружная часть;
Таким образом, довод Заявителя о том, что в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 совокупности характеристик позиций N 1, 2 Технического задания соответствует только B.Braun нашел свое подтверждение. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушение требований п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов (изв. N 0356200005123000306) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения доводов жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июля 2023 г. N 10395/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023