Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 10483/23) ГКУ ПК "УКС Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ПИ "Баштехпроект" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Общежитие для иногородних студентов в п. Суксун" (изв. N 0156200009922000045),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 20.07.2023 г. в 16:30 ч.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 24.07.2023 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0156200009922000045 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Общежитие для иногородних студентов в п. Суксун". Начальная (максимальная) цена контракта - 6 806 346,70 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
23.03.2022 г. между Заказчиком и ООО "ПИ "Баштехпроект" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Общежитие для иногородних студентов в п. Суксун" на сумму 6 500 000,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что по состоянию на 26 июня 2023 г. Подрядчиком не выполнены обязательства, предусмотренные Контрактом, срок просрочки исполнения обязательств Подрядчика составляет 219 календарных дней.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 05.07.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 05.07.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 18.07.2023 г.
Вместе с тем, согласно информации из реестровой записи Контракта в ЕИС, датой расторжения Контракта является 17.07.2023 г., следовательно, в нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик неверно рассчитал дату вступления в силу решения об одностороннем отказе.
В тот же день, 17.07.2023 г., информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Общества указали, что одной из причин, препятствовавшей своевременному выполнению работ явилось возникновение непредвиденных обстоятельств, связанных с отсутствием необходимых мощностей у существующей котельной N 8 для подключения к проектируемого объекта к сетям центрального теплоснабжения. 07.11.2022 г. МУП "Суксунская коммунальная служба" выдала технические условия N 72 на подключение проектируемого объекта к сетям центрального теплоснабжения (далее - ТУ). В данных ТУ было указано требование о необходимости выполнения мероприятий по реконструкции котельной N 8 (увеличение мощности) и соответствующих тепловых сетей для подключения к сетям центрального теплоснабжения. В ходе проведенного анализа состояния котельной N 8 ООО ПИ "БашТехПроект" сделало заключение о нецелесообразности проведения её реконструкции. Заказчику было направлено уведомление (исх. N 046 от 18.01.2023 г.) о возникших непредвиденных обстоятельствах в соответствии с пунктом 1 ст. 716 Гражданского кодекса РФ, а также о приостановке работ до получения указаний от Заказчика о дальнейших действиях. Проектирование блочной котельной изначально не было предусмотрено государственным контрактом N 4/ПИР-2022 от 23.03.2022 г. и техническим заданием к нему. Выполнение дополнительных работ требует дополнительных затрат в том числе и временных. Подрядчик указал, что не смотря на отсутствие ответа со стороны Заказчика на предложение о проектировании автономной блочной котельной, блочная котельная была запроектирована. Кроме того, в период с 16.08.2022 г. по 03.10.2022 г. происходило согласование фасада проектируемого объекта. Последний вариант фасада с учетом замечаний Заказчика был направлен письмом исх. N 2175 от 03.10.2022 г. Официального ответа от Заказчика, по указанию Подрядчика, на него не поступало. Крайний вариант проектной документации с учетом предыдущих замечаний Заказчика был направлен письмом исх. N 1250 от 14.06.2023 г. Более замечаний не поступало. Письмом исх. N 1250 от 14.06.2023 г. в адрес ГКУ ПК "УКС Пермского края" были направлены разработанные разделы проектной документации, готовые к проведению государственной экспертизы. Замечаний к направленной документации представлено не было.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в силу следующего.
Установлено, что в ходе исполнения обязательств по Контракту, Подрядчиком осуществлялось взаимодействие с Заказчиком, о чем свидетельствует представленная в адрес Комиссии переписка между сторонами.
В частности, письмом N 01-01-3785 от 16.08.2022 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика варианты фасадов; письмом N 1951 от 07.09.2022 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика вариант фасадов с цветовыми решениями; письмами N 2458 от 15.11.2022 г. и N 046 от 18.01.2023 г. Подрядчик уведомил Заказчика о проведении дополнительных работ по (строительство блочной котельной) и т.д.
Письмом N 07-01-114 от 16.05.2022 г. Заказчик, по результатам проверки направленной Подрядчиком документации указал на наличие, в том числе, следующих замечаний в проекте:
- отсутствуют конструктивные и объемно-планировочные решения;
- отсутствует раздел системы электроснабжения, отопления, вентиляции, сетей связи и т.д.
В этом же письме Заказчик установил предельный срок (19.05.2023 г.) для устранения выявленных замечаний.
По ходе дальнейшего взаимодействия, Подрядчик, письмом N 1250 от 14.06.2023 г. направил Заказчику на рассмотрение и согласование раздел разделы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Подрядчик указывает, что по состоянию на день принятия решения он имел намерения исполнить обязательства по Контракту в полном объеме, о чем свидетельствует обстоятельство взаимодействия между сторонами по согласованию проектных работ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что между сторонами возник спор относительно оснований принятия решений об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В частности, согласно п. 1.6 Контракта, срок окончания выполнения работ: 19.11.2022 г.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с истечением срока исполнения обязательств было направлено Заказчиком Подрядчику 05.07.2023 г.
При этом, в период между вышеуказанными датами сторонами осуществлялось взаимодействие, направленное на исполнение обязательств по Контракту.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ПИ "Баштехпроект" исполнило 70 контрактов. Следовательно, ООО "ПИ "Баштехпроект" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Согласно абз. 2 пп. "а" п. 15 ПП РФ N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае выявления нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
Таким образом, ввиду допущенного Заказчиком нарушения положений ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, на основании пп. "а" п. 15 ПП РФ N 1078 у Комиссии отсутствуют правовые основания для принятия решения о включении сведений об Обществе в реестр.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ПИ "Баштехпроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "ПИ "Баштехпроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки, нарушение ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 июля 2023 г. N РНП-59-226
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023