Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на действия ГБПОУ "ПАПТ" (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны на 2024 год (изв. N 0356200008023000022),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 20.07.2023 г. в 11:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 25.07.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200008023000022, Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг частной охраны на 2024 год.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 283 840,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.07.2023 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлено дополнительное требование, предусмотренное п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Так, Заявитель поясняет, что дополнительные требования, указанные в позициях 24-31 и 33-35, в соответствии с п. 3 ПП РФ N 2571, не применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей;
Вместе с тем, начальная максимальная цена контракта составляет 2 283 840,00 руб.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно не установил дополнительное требование, предусмотренное ПП РФ N 2571.
Заказчик в предоставленных пояснениях сообщил, что все необходимые дополнительные требования, в том числе, дополнительные требования, предусмотренные позициями ПП РФ N 2571, установлены в приложениях к извещению.
В частности, дополнительные требования, которые Заказчик должен был установить в соответствии с вышеуказанным Постановлением, обозначены в разделе п. 1.1.1 раздела N 3 приложения к извещению под наименованием "порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
Согласно п. 1 ст. 33 Закона о закупках, описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 ПП РФ N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Позицией 34 раздела 4 "дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения ПП РФ N 2571 в отношении оказания услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) предусматривается наличие у участника закупки следующего опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, в качестве подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям, предусматривается предоставление участником следующих документов:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг.
Согласно материалам извещения, объектом закупки является оказание услуг частной охраны на 2024 год для удовлетворения потребностей Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Пермский агропромышленный техникум"
Комиссия обращает внимание на то, что ни в материалах самого извещения, ни в приложении к извещению под наименованием "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению" Заказчиком не установлены дополнительные требования, предусмотренные ПП РФ N 2571.
Комиссия акцентирует внимание на том, детализирующий показатель, установленный Заказчиком в п. 1.1.1 "Детализирующий показатель: "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" раздела N 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, представляет из себя показатель, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и не является дополнительным требованием, предусмотренным ПП РФ N 2571.
Комиссия также отмечает, что ПП РФ N 2571 предусматривает дополнительные требования к участникам закупки в соответствии со ст. 31 Закона о закупках, а ПП РФ N 2604 устанавливает порядок оценки заявок в соответствии со ст. 32 Закона о закупках.
Следовательно, позиция Заказчика основана на неверном толковании положений Закона о закупках, ПП РФ N 2571, ПП РФ N 2604.
Согласно абз. 8 п. 3 ПП РФ N 2571, позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей;
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание на то, что НМЦК данного открытого конкурса в электронной форме, заключаемого для обеспечения муниципальных нужд, составляет 2 283 840,00 руб.
Соответственно, в данном случае, Заказчик неправомерно не установил дополнительное требование, предусмотренное позицией 34 приложения к ПП РФ N 2571.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, неверно установившего дополнительные требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.07.2023 N ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки, все из которых были признаны соответствующими требованиям извещения.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия ГБПОУ "ПАПТ", при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны на 2024 год (изв. N 0356200008023000022) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 12 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 июля 2023 г. N 10558/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023