Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, специалист-эксперт И.М. Болотова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрации города Ужура Ужурского района Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений канализации в городе Ужуре (далее - электронный конкурс), размещенного на электронной площадке ЭТП "Фабрикант" (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "МОНТАЖПРОЕКТ" на действия заказчика, номер извещения N0119300045323000013.
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
До начала рассмотрения жалобы заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, которое было удовлетворено Комиссией Красноярского УФАС России, а также представил письменные пояснения, согласно которым с доводами жалобы он не согласен.
Податель жалобы явку своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что:
1. Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупок о наличии членства в саморегулируемой организации (далее - СРО).
2. Заказчиком нарушены положения статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку в извещении не установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2571).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью, заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений канализации в городе Ужуре.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как установлено в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально- технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, исходя из положений части 1 и части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется в отношении подготовки проектной
документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом.
Из анализа извещения конкурса следует, что объектом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство очистных сооружений канализации.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса очистные сооружения канализации являются объектом капитального строительства.
Комиссией установлено, что заказчиком в общей части извещения о проведении закупки установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлены требования к содержанию заявки на участие в электронном конкурсе, которая должна содержать документы в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, что подтверждением членства в саморегулируемой организации является наличие об участнике закупки сведений, содержащихся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах.
Вместе с тем комиссия отмечает, что согласно пояснениям заказчика, все участники закупки имеют членство в СРО.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, о том что первый довод жалобы не находит своего подтверждения.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
С целью реализации требований, установленных, в том числе частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительством РФ было издано Постановление от 29.12.2021 N 2571, из системного толкования положений которого (в том числе, учитывая содержание Позиции 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571) следует, что для участия в закупке работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий предъявляются дополнительные требования о наличии у них следующего опыта выполнения работ:
-наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Комиссией установлено, что извещение не содержит дополнительных требований к участникам закупки.
При этом Комиссией установлено, что заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 6 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации N 2571, а именно наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия отмечает, что поскольку дополнительные требования установлены лишь в электронном документе, являющимся приложением к извещению, но при этом не установлены в общей информации извещения, оператор электронной площадки не имеет возможности направить все необходимые документы, предоставляемые участниками закупки в составе заявки для подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Ввиду изложенного второй довод подателя жалобы является обоснованным.
Таким образом, Комиссией установлено, что заказчиком допущено нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе (что следует из изложенного выше).
Указанное выше нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия также отмечает, что на участие в открытом конкурсе было подано 6 заявок, которые были признаны Комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении открытого конкурса. Комиссией установлено, что все заявки участников содержали в себе подтверждение опыта исполнения работ, являющихся предметом контракта.
Таким образом, Комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания о внесении изменений в извещение, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения исполнителя.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Монтажпроект" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
И.М.Болотова
Болотова Инесса Михайловна
8(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 июля 2023 г. N 024/06/106-2066/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023