Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, специалист-эксперт И.М.Болотова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Вариант-999" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноярская школа N7" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на устройство ограждения территории КГБОУ "Красноярская школа N7" по адресу: г.Красноярск, ул. А. Тимошенкова, 161 (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки) установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия субъектов контроля при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: нарушение аукционной комиссией требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при рассмотрении заявок участников Электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовал представитель уполномоченного органа, подателя жалобы, личность представителей удостоверена, полномочия подтверждены.
Из содержания жалобы следует, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку подателя жалобы, поскольку, по его мнению, представленный им в составе заявки контракт является подтверждением опыта выполнения работ в рамках положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью Заказчика субъектами контроля были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона. Объектом закупки является устройство ограждения территории КГБОУ "Красноярская школа N7" по адресу: г.Красноярск, ул. А. Тимошенкова, 161.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
С целью реализации требований, установленных, в том числе частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительством РФ было издано Постановление от 29.12.2021 N 2571, из системного толкования положений которого (в том числе, учитывая содержание Позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571) следует, что для участия в закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляются дополнительные требования о наличии у них следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Комиссией установлено, что извещение содержит дополнительные требования к участникам закупки.
При этом Комиссией установлено, что заказчиком в приложении к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 9 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации N 2571, а именно по наличию у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
При этом согласно абзацу пятому подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 или 2 позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 14.07.2023 N0119200000123010964-2 следует, что заявка Подателя жалобы была отклонена как несоответствующая требованиям извещения, поскольку представленная в качестве подтверждения опыта участника закупки информация об исполнении контракта от 06.06.2022 N220295 (далее - контракт N220295) не подтверждает опыта участника по вышеуказанным требованиям.
Податель жалобы полагает, что рассматриваемый контракт должен быть принят в качестве подтверждения опыта в рамках Постановления N2571 для допуска к участию в закупке, поскольку представленная информация об исполнении контракта N220295 была принята оператором электронной площадки.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, контракт N220295 подразумевает строительство объектов некапитального строительства, что следует из приложений 3.1. - 3.9 к Техническому заданию (ведомости объемов общестроительных работ по обустройству остановочных пунктов отапливаемыми автопавильонами), а также что в рамках данного контракта было выполнено благоустройство.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что к закупке, по результатам подведения итогов которой подателем жалобы был заключен контракт N220295, были установлены требования к участникам в соответствии с пунктом 18 Постановления N2571 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, что само по себе указывает на предмет, отличный от предмета закупки.
Проанализировав заявку подателя жалобы, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что в качестве подтверждения опыта участника закупки Подателем жалобы был представлен контракт от 06.06.2022 N220295 на выполнение работ по обустройству автобусных остановок отапливаемыми павильонами, заказчиком по которому является Муниципальное казенное учреждение "Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог г. Норильска".
Комиссия отмечает, что техническое задание к контракту N220295 на выполнение работ по обустройству автобусных остановок отапливаемыми павильонами содержит описание выполняемого в рамках контракта комплекса мероприятий:
-Закупка и доставка оборудования, комплектующих материалов и изделий;
-Демонтаж существующих автопавильонов;
-Отсыпка земляного полотна;
-Устройство заездного кармана;
-Устройство бортовых камней;
-Устройство посадочных площадок;
-Устройство плиты основания под автопавильон;
-Монтаж автопавильона;
-Монтаж оборудования;
-Пусконаладочные работы.
Соответственно, вышеперечисленный комплекс мероприятий помимо работ по благоустройству включает в себя и работы по подготовке мест для размещения автопавильонов на остановочных пунктах.
Исходя из анализа извещения о закупке, по итогам проведения которой подателем жалобы был заключен контракт N220295 Комиссия отмечает, что работы по нему квалифицированы как ремонт автомобильной дороги.
Комиссия также отмечает, что Приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 N402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" определено, что работы по устройству автопавильонов на автобусных остановках относятся к ремонту участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений". Таким образом, контракт N220295 представленный подателем жалобы служит подтверждением опыта в рамках 18 позиции Постановления N2571 и не может быть принят в качестве подтверждения опыта в рамках 9 позиции Постановления N2571, установленной заказчиком.
Относительно довода подателя жалобы о том, что рассматриваемый контракт должен быть принят в качестве подтверждения опыта в рамках Постановления N2571 для допуска к участию в закупке, поскольку представленная информация об исполнении контракта N220295 была принята оператором электронной площадки, Комиссия считает необходимым отметить, что оператор электронной площадки не наделен полномочиями анализа представленной документации на предмет соответствия требованиям извещения о закупке.
Как было отмечено ранее, полномочиями на рассмотрение заявок на участие в закупке и принятие решения о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению или об ее отклонении, обладает исключительно комиссия по осуществлению закупок.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии нарушений статьи 49 Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Вариант-999" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
И.М.Болотова
Болотова И.М.
8(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 июля 2023 г. N 024/06/106-2072/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023