В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "РегионГрупп (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса на право выполнения работ по благоустройству территорий г. Красноярска с целью создания пешеходной и транспортной доступности (далее - электронный конкурс), размещенного на электронной площадке РТС-Тендер (далее - оператор электронной площадки).
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению по существу. Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовал представитель заказчика, уполномоченного органа, личность представителей удостоверена, полномочия подтверждены.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком в извещении о проведении электронного конкурса неправомерно установлено требование о предоставлении в том числе реестровых номеров контрактов в качестве подтверждения опыта выполнения работ.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчика субъектами контроля были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса. Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территорий г. Красноярска с целью создания пешеходной и транспортной доступности.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий -Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 года N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно подпункту "е" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Комиссией установлено, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, размещенном в составе извещения о проведении закупки, заказчиком указано, что по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, оказания услуг, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участника закупки", оценивается опыт участника открытого конкурса по успешному завершению контрактов и/или договоров, предусматривающих выполнение работ, связанного с предметом контракта.
В рамках указанного детализирующего показателя заказчиком установлено, в том числе следующее: "К оценке наибольшей цены одного из исполненных участником закупки договоров принимается один исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе на выполнение работ или оказание услуг по благоустройству или обустройству территорий или участков (в том числе дорожных или улично-дорожной сети) или улиц или площадей или аллей или скверов или парков или набережных или общественных пространств или по ремонту или восстановлению покрытий, в том числе дорожных или улично-дорожной сети. Документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, являются исполненный договор (договоры), акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимаются документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением приложения "Проектная документация", если проектная документация является приложением к таким документам), в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. В случае если договоры размещены на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, подтверждением наличия опыта также будет считаться представленный участником закупки соответствующий реестровый номер договора (контракта). Сведения об исполненных контрактах (договорах) рекомендуется предоставлять согласно рекомендуемой форме приведенной в Приложении N 1 к файлу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению").
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что при установлении требований к документам, подтверждающим опыт, заказчик руководствовался подпунктом "в" пункта 24 Положения, принципом равноправия, установленного частью 1 статьи 3 Закона о контрактной системе, принципом обеспечения конкуренции, установленным статьей 8 Закона о контрактной системе. Принцип равноправия, в силу части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Установленные заказчиком критерии оценки в равной мере применяется ко всем участникам закупки, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия.
Представитель уполномоченного органа пояснил Комиссии, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не содержит требование о предоставлении в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ исключительно посредством предоставления записей реестровых номеров контрактов из реестра контрактов, заключенных заказчиками.
При этом Положение не содержит запрета на установление заказчиком возможности предоставления участниками закупки в качестве альтернативы документам, направляемых в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, указание номеров реестровых записей из соответствующего реестра, находящегося в открытых источниках.
Так, например, реестр контрактов в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе должен содержать всю необходимую информацию для оценки заявок, в том числе сам контракт, дополнительные соглашения, документы, подтверждающие его исполнение, соглашение о расторжении контракта.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России отмечает что заказчик не устанавливает требование о предоставлении исключительно реестрового номера договора (контракта), а предоставляет возможность предоставить информацию о реестровом номере договора (контракта) (в случае, если, документы, необходимые в соответствии с Положением есть в полном объеме в соответствующем реестре ЕИС, который находится в открытых источниках).
Представителем заказчика, уполномоченного органа отмечено, что подателем жалобы каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными и привели к нарушению принципов проведения закупки, ограничению прав, количества участников закупки, снизили потенциальную эффективность проводимой закупки вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, заявителем жалобы не представлены.
Таким образом, вышеуказанные требования заказчика соответствует Положению.
На основании изложенного, соглашаясь с возражениями заказчика, уполномоченного органа, Комиссия признает довод подателя жалобы необоснованным.
Вместе с тем, Комиссия Красноярского УФАС России обращает внимание субъектов контроля на тот факт, что требования, устанавливаемые в положениях извещения должны в полном объеме соответствовать положениям действующего законодательства о контрактной системе.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "РегионГРУПП" необоснованной.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены комиссии М.А. Грицай
И.М.Болотова
Болотова Инесса Михайловна
8(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 июля 2023 г. N 024/06/106-2088/2023 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - оценка заявок на участие в конкурсе - электронный конкурс)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023