Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- директора МКУ "Центр закупок" города Кирово-Чепецка Кировской области;
рассмотрев жалобу ООО "Регион Групп",
У С Т А Н О В И Л А:
18.07.2023 года в Единой информационной системе размещена жалоба ООО "Регион Групп" на действия Заказчика - МКОУ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ НЕКРАСОВА" ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования (извещение N 0840300037423000216). Уполномоченным учреждением по закупке является МКУ "Центр закупок" города Кирово-Чепецка Кировской области.
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о проведении закупки, поскольку Заказчик неправомерно установил требование к сопоставимому характеру, так как "обучающихся по образовательным программам начального общего образования" сильно ограничивает в предоставлении иных сопоставимых по характеру договоров, например оказание услуг в иных социальных и образовательных учреждений, что противоречит нормам Закона о контрактной системе и пункта 28 Положения.
Рассмотрение жалобы назначено на 24.07.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель явку представителя не обеспечил, пояснений и ходатайств не направлял.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что Заказчик установил достаточно широкий круг работ (услуг), которые в данном случае сопоставимы с предметом контракта закупки. Заказчик не установил в качестве сопоставимого предмета контракта оказание услуг по питанию детей в иных социальных организациях, или медицинских организациях, т.к. осуществляется закупка питания именно обучающихся в образовательных организациях, в связи с чем заказчик посчитал сопоставимым предметом контракта именно питание обучающихся в образовательных организациях.
Обращает внимание, что ООО "Регион Групп" зарегистрировано в качестве юридического лица 21.02.2023, следовательно, в силу недавнего начала деятельности не имеет опыта выполнения работ, предусмотренных позицией 33 Приложения к Постановлению N 2571. Согласно информации, размещенной в ЕИС по состоянию на 21.07.2023, в реестре контрактов и в реестре договоров отсутствует информация о контрактах (договорах), заключенных ООО "Регион Групп", и подтверждающих наличие у заявителя необходимого опыта выполнения работ.
Считает жалобу необоснованной.
Аналогичные возражения поступили от Заказчика, считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.07.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 480 018,82 руб.
Согласно извещению о закупке установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Абзацем 2 подпункта "в" пункта 28 Положения определено, что порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся приложением N 1 к Постановлению N 2604, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе для критерия "Квалификация участников закупки" предусмотрен показатель: "наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта" с детализирующим показателем оценки "общее количество исполненных участником закупки договоров" со следующим положением о его применении: "предмет договора (договоров), принимаемого к оценке по данному детализирующему показателю - исключительно исполненный договор (договоры), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя: оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования.
Под сопоставимым предметом контракта понимается выполнение работ (оказание услуг) по организации и (или) обеспечению питанием обучающихся любых образовательных организаций, осуществляемые в образовательных организациях как во время обучения, так и в период отдыха и оздоровления детей".
В определениях судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-12629 изложена правовая позиция, согласно которой, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки. Установление заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный критерий.
При этом организация питания в образовательных учреждениях имеет специфику, обусловленную требованиями, в том числе СанПиН 2.3/2.4.3590-20, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 и Методическими рекомендациями МР 2.4.0162-19, отличную от питания в иных учреждениях. Принимая во внимание, что заказчиком данной закупки выступает образовательное учреждение, Комиссия приходит к выводу, что установленный детализирующий показатель по критерию "Квалификация участника закупки" соответствует предмету закупки и направлен на выявление лучших условий исполнения контракта.
Кроме того, в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе под сопоставимым предметом контракта понимается выполнение работ (оказание услуг) по организации и (или) обеспечению питанием обучающихся любых образовательных организаций, осуществляемые в образовательных организациях как во время обучения, так и в период отдыха и оздоровления детей.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что Заказчик установил широкий круг работ (услуг), которые сопоставимы с предметом контракта закупки: контракты (договоры) по питанию обучающихся любых образовательных организаций (в том числе дополнительного образования, профессионального образования), при этом не ограничен уровень образования (то есть это может быть питание обучающихся как по программам начального общего образования, так и по программам основного, среднего общего образования, профессионального образования), а также питание как во время обучения, так и в период отдыха и оздоровления детей (например, в оздоровительных лагерях при школах и иных образовательных организациях).
При этом Законом о контрактной системе и Положением не предусмотрено ограничений по определению заказчиком сопоставимости оцениваемых по детализирующему показателю договоров с предметом контракта, заключаемого по результатам определении исполнителя. Учитывая, что объектом закупки является оказание услуг по организации питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, установленный порядок оценки не нарушает положений законодательства о контрактной системе и жалоба является необоснованной.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Регион Групп" на действия Заказчика - МКОУ "ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ АЛЕКСЕЯ НЕКРАСОВА" ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего образования (извещение N 0840300037423000216).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 июля 2023 г. N 043/06/106-759/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023