Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- индивидуальный предприниматель;
- представителя филиала "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", по доверенности;
в присутствии:
- представителя филиала "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", по доверенности;
рассмотрев жалобу ИП, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
18.07.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ИП (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Филиал "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" при проведении электронного аукциона на приобретение неисключительного права на антивирусное программное обеспечение (Антивирус Касперского) для нужд филиала "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (извещение N 0340100004023000034).
Заявитель сообщает, что Заказчик при описании объекта закупки указал товарный знак без эквивалента, что ограничивает право Заявителя на участие в закупке с иным товаром, кроме того, по ряду характеристик ("Количество серверов и рабочих станций не указано потому, что требуется продукт, защищающий и сервера, и рабочие станции вне зависимости от соотношения тех и других. Лицензия должна обеспечивать возможность изменения соотношения защищаемых серверов/рабочих станций/мобильных устройств в течение срока действия лицензионного соглашения в рамках приобретенного числа лицензий", "интеграция с системой обновления Windows Update для установки патчей, закрывающих обнаруженные уязвимости", "программные средства для антивирусной защиты смартфонов должны функционировать под управлением следующих мобильных ОС: iOS 10-16 или iPadOS 13-15", "возможность отправки команд и push уведомлений через сервис FirebaseCloudMessaging (FCM)", "указать параметры подключения к wi-fi сетям, - заблокировать wi-fi и bluetooth модули, а также использование камеры мобильного устройства, - указать обязательные к установке приложения, - создания списка правил на основе которых будет осуществляться проверка мобильного устройства на соответствие корпоративным политикам с возможностью автоматической блокировки устройства, удаления данных, запрета запуска корпоративных приложений при выявлении несоответствий, - поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2, В программном средстве защиты смартфонов для ОС AppleiOS должны быть реализованы следующие функциональные возможности: удаленной настройки параметров iOS MDM-устройств с помощью групповых политик; отправки команды блокирования и удаления данных; создавать групповые политики безопасности мобильных устройств; удаленно настраивать конфигурационные параметры устройств, подключенных по протоколу Exchange ActiveSync\ iOS MDM; получать отчеты и статистику о работе мобильных устройств пользователей; блокировка вредоносных и фишинговых сайтов на основе вердиктов репутационных облачных сервисов производителя антивирусных средств защиты, при использовании supervisedmode; централизованного управления с помощью единой консоли управления; наличие компонента, который позволяет контролировать, можно ли использовать собственные приложения устройства, такие как iTunes, Safari или Game Center, на управляемом устройстве", "централизованное удаление (ручное и автоматическое) несовместимых приложений средствами центра управления", "функция управления мобильными устройствами через сервер Exchange ActiveSync; - функция управления мобильными устройствами через сервер iOS MDM", "возможность подключения по RDP или штатными средствами из консоли управления; наличие возможности совместного подключения к рабочему столу Windows (WindowsDesktopSharing)", "пользователю должен выводиться запрос на разрешение дистанционного подключения; наличие инструментов работы с образами ОС: Создание образа целевой ОС на основе физической или виртуальной машины, установка образа на выбранные администратором компьютеры, в том числе на "голое железо" (baremetal); должна быть обеспечена возможность добавления наборов драйверов в ранее созданный образ; возможность запускать скрипты или устанавливать дополнительное ПО в автоматическом режиме после установки ОС; возможность импортировать образ операционной системы из дистрибутивов (WIM); наличие системы контроля лицензий стороннего ПО, установленного на компьютере с возможностью оповещения администратора о нарушении пользования лицензией или превышении срока действия лицензии; автоматическое создание установочных пакетов для сторонних приложений (Adobe Reader, Mozilla Firefox, 7-zip и др.) и автоматическая централизованная установка этих пакетов приложений на компьютеры, возможность устанавливать обновления и закрывать уязвимости программ сторонних производителей (кроме программ Microsoft) в изолированной сети") поставить Заказчику указанное программное обеспечение не представляется возможным ввиду использования нестандартных параметров в техническом задании, которые не определяют функциональные и технические возможности антивирусного ПО, либо являются устаревшими, либо указывают на совместимость с программным обеспечением, производителями которого введены санкции в отношении Российской Федерации. Кроме того, Заявителем был подан запрос разъяснений, в ответе Заказчик пояснил, что приобретает новую лицензию, на запрос с просьбой исправить извещение и допустить эквивалентные программные продукты к участию, Заказчик ответил отказом.
Рассмотрение жалобы назначено на 24.07.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и по адресам электронной почты.
Представители Заказчика подтвердили письменные пояснения, сообщил, что при формировании закупки в техническом задании установлены требования к закупаемому товару, который необходим и требуется при работе в учреждении. Все заявленные характеристики являются важными с точки зрения информационной безопасности и организации процессов управления информационными системами для технических специалистов. Количество серверов и рабочих станций не указано потому, что требуется продукт, защищающий и сервера, и рабочие станции вне зависимости от соотношения тех и других, Интеграция с системой обновления Windows Update для установки патчей, закрывающих обнаруженные уязвимости позволяет значительно сократить время на обнаружение и устранение уязвимостей, которые являются точками входа для вирусных активностей, что делает систему значительно более эффективной, поскольку не дает вирусам попасть внутрь защищаемого периметра вовремя устраняя уязвимости. Заказчик планирует закупку техники, и если она окажется с ОС iOS, важно иметь соответствующий уровень защиты. Сообщают, что в соответствии с нормой подпункта б) п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчику было необходимо программное обеспечение совместимое с программным обеспечением ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО", поскольку между сервером центрального аппарата управления и компьютерами филиала имеется электронный документооборот, программа бухгалтерского учета установлена на сервере аппарата управления. Указывает, что на участие в данной закупке было подано 4 заявки. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав, пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
10.07.2023 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100004023000034 о проведении электронного аукциона на приобретение неисключительного права на антивирусное программное обеспечение (Антивирус Касперского) для нужд филиала "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО". Начальная (максимальная) цена контракта - 99 808,02 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется приобретение неисключительных прав на использование Антивирусного программного обеспечения.
В связи с программой импортозамещения приниматься заявки будут только на антивирус Российского производства согласно единого Реестра Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.digital.gov.ru/.
KasperskyEndpointSecurity для бизнеса Расширенный включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, следовательно, дополнительного обоснования для его приобретения не требуется.
Требуемый продукт:
наименование |
количество |
Единицы измерения |
Поставка простой (неисключительной) лицензии, обеспечивающей продление техподдержки и обновление антивирусных баз антивирусного продукта: KasperskyEndpointSecurity для бизнеса - Расширенный 25-49 User 1 yearBase |
34 |
шт |
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают Заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Представители Заказчика пояснили, что указали товарный знак поскольку Аппарат управления Заказчика (ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО") находится в Нижнем Новгороде, все филиалы и аппарат управления используют в своей работе антивирус Касперского. Компьютеры филиалов и аппарата управления Заказчика соединены между собой одним сервером, программами, системами ЭДО и т.д. Установка иного программного обеспечения приведет к системному сбою и ошибкам в работе серверов, а также к увеличению сроков ответа на задачу рабочего места. В связи с этим и в соответствии с нормой подпункта б) п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком был указан товарный знак без указания слова "или эквивалент".
В подтверждение использования программного обеспечения (Антивирус Касперского) ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" Заказчиком представлена копия лицензии на Kaspersky Endpoint Security для бизнеса.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По мнению Комиссии, оспариваемые Заявителем требования к поставляемому программному обеспечению, указанные в извещении о проведении закупки не являются нестандартными, избыточными, ограничивающими количество участников закупки. Надлежащих документарных доказательств обратного со стороны Заявителя представлено не было.
При подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке подано 4 заявки. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - Филиал "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" при проведении электронного аукциона на приобретение неисключительного права на антивирусное программное обеспечение (Антивирус Касперского) для нужд филиала "ЦЛАТИ по Кировской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ПФО" (извещение N 0340100004023000034).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 июля 2023 г. N 043/06/106-760/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023