Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" (далее - заказчик) о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии со статьей 52, пунктом 25 части 1, частями 5-8 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 (далее - Правила согласования), по результатам признания несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) несамоходного мелкосидящего земснаряда сборно-разборного типа с фрезерным и гидравлическим разрыхлителем" (извещение N 0352100012723000047) с акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" (далее - общество, АО "ГТЛК")
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступило (вх. N 6678-ЭП/23 от 20.07.2023) обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из представленных материалов и информации следует, что 30.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0352100012723000047 с начальной (максимальной) ценой контракта 590 199 435 руб.
04.07.2023, 07.07.2023, 12.07.2023 вносились изменения в извещение об осуществлении закупки.
04.07.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
20.07.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана одна заявка. Такая заявка признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 указанный запрет не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом в силу пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления.
Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 N 1755 утвержден порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара (зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2020 N 58798) (далее - Порядок выдачи разрешения Минпромторга России).
Согласно пункту 3, подпункту "в" пункта 5 Порядка выдачи разрешения Минпромторга России заявитель подает в Министерство заявку о выдаче разрешения (далее - заявка) через государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).
В заявке указывается сведения о технических характеристиках закупаемого товара, касающиеся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования (длительность гарантийного срока, надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся исключительно к внешнему виду товара и существенным образом влияющие на функциональное назначение, область применения или качественные характеристики), а также стоимостных характеристиках закупаемого товара, в том числе одной единицы товара и совокупности таких товаров, для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимого в Российской Федерации товара.
В случае соответствия заявки требованиям пункта 5 настоящего Порядка ответственный департамент в течение 3 рабочих дней посредством ГИСП осуществляет сравнение и определение отличий параметров заявленного товара с параметрами продукции, находящейся в реестрах российской и евразийской промышленной продукции и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с заявленным товаром, позволяющие ей выполнять его функции и быть коммерчески взаимозаменяемой с ним (пункт 11 Порядка выдачи разрешения Минпромторга России).
В соответствии с пунктом 18 Порядка выдачи разрешения Минпромторга России копия заявки, на основании которой выдано разрешение, является неотъемлемой частью выданного разрешения.
При этом установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается*(1).
Материалами дела установлено, что объектом закупки является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) несамоходного мелкосидящего земснаряда сборно-разборного типа с фрезерным и гидравлическим разрыхлителем, при этом предметом лизинга несамоходный мелкосидящий земснаряд сборно-разборного типа с фрезерным и гидравлическим разрыхлителем в количестве одной единицы.
При этом в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616, включены товары с кодом ОКПД2 30.11.33 "Земснаряды; плавучие маяки, плавучие краны; прочие суда" (позиция 124 перечня).
Таким образом, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 запрет распространяется на данную закупку.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком указано, что имеются обстоятельства, допускающие исключение из установленного запрета - заказчиком получено разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 24.03.2023 N 29187/09.
В составе извещения об осуществлении закупки такое разрешение размещено.
Вместе с тем Комиссией установлено, что указанные в разрешении технические характеристики товара не соответствуют техническим характеристикам товара, установленным электронным документом "Описание объекта закупки", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно заявке о выдаче разрешения заказчиком закупается товар с наименованием "Несамоходный мелкосидящий земснаряд с фрезерным и гидравлическим рыхлителем (ДУ 500 ММ) сборно-разборного типа" с 18 характеристиками. При этом в описании объекта закупки установлено более 100 характеристик товара.
Кроме того, Комиссией установлено, что заказчиком в описании объекта закупки установлены габаритные размеры судна, отличные от тех, что отражены в разрешении Минпромторга России, например, в разрешении указана длина - 48 м, ширина - 11 м, в описании объекта закупки длина- не более 50 м, ширина - не более 9,46 м.
Таким образом, учитывая, что заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики товаров, отличные от характеристик товаров, указанных в разрешении Минпромторга России, Комиссия приходит к выводу, что в извещении об осуществлении закупки неправомерно не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
Данные выводы соответствуют практике ФАС России от 15.12.2022 по делу N 22/44/93/411.
При этом в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией не установлено оснований для принятия решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 13 Правил согласования.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами согласования Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Согласовать Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" заключение контракта по результатам признания несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) несамоходного мелкосидящего земснаряда сборно-разборного типа с фрезерным и гидравлическим разрыхлителем" (извещение N 0352100012723000047) с акционерным обществом "Государственная транспортная лизинговая компания" на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и по цене,не превышающей 590199435 руб.
2. Признать в действиях Федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина |
-------------------------------------------
*(1) См. совместное письмо Минпромторга России N УА-77839/12, ФАС России N ПИ/76184/22 от 12.08.2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 июля 2023 г. N 03-07/07-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023