Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>,
<_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изделия медицинского назначения" (далее - ООО "Изделия медицинского назначения", заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (Реестровый номер 232134)" (извещение N 0852500000123001968) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка), размещенной казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 7 от 23.12.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6628-ЭП/23 от 19.07.2023) жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем обжалованы положения извещения об осуществлении закупки, не соответствующие, по его мнению, требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 10.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000123001968 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 1464500 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2023 заявка единственного участника закупки (ООО "ЛИГАМЕД") признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе заявителем указано: "Заказчик в техническом задании в позиции: 2- Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА, указывает характеристики, влекущие ограничение числа участников закупки, а именно, Винтовое соединение крышки с корпусом пробирки. Пробирки, с данной технической характеристики производятся единственным производителем- Greiner-Bio-One, Австрия
Считаем, что это ограничение конкуренции.
Согласно выводам, изложенным в письме ФАС России от 17.06.2015 N ИА/29987/15 "О направлении разъяснений ФАС России по рассмотрению жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови" (далее - письмо ФАС России N ИА/29987/15), согласно которым ФАС России считает недопустимым при осуществлении закупок вакуумных систем забора крови устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки".
Считаем, что все зарегистрированные на территории РФ вакуумные системы, предназначенные для использования в центрифугах, априори обеспечивают надежность крепления крышки, независимо от вида соединения крышки и пробирки, поскольку по результатам государственной регистрации медицинского изделия было подтверждено его качество, эффективность и безопасность.
Просим обязать заказчика не ограничивать конкуренцию и убрать данное требование из описания объекта закупки".
На запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/4364/23 от 19.07.2023) заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 6714-ЭП/23 от 21.07.2023), содержание которых сводится к отсутствию нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении данной закупки, в том числе указано: "Согласно тексту письма ФАС РФ от 17 июня 2015 г. N ИА/29987/15 такое письмо является разъяснением территориальным органам ФАС о рассмотрении жалоб и обращений на осуществление закупок вакуумных систем забора крови, изданное на основании пунктов 5 и 9 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем такое письмо не может регулировать действия заказчика при подготовке аукционной документации, а нацелено на обеспечения единообразия практики территориальных органов ФАС при рассмотрении жалоб. При этом данный документ, не имеет свойства нормативного акта исполнительного органа власти и не является обязательным к применению, в связи с тем, что данный документ не был официально опубликован. Указанное письмо ФАС касается закупок вакуумных систем забора крови, но не касается отдельных медицинских изделий для взятия крови, закупаемых отдельно, вне вакуумной системы, в том числе вакуумных пробирок. Также обращаем внимание, что в указанной закупке отсутствует указание на конкретного производителя или товарные знаки, в связи с чем считаем, что доводы жалобы не обоснованы, а связанные требования не подлежат удовлетворению".
Уполномоченным учреждением представлены (вх. N 6704-ЭП/23 от 21.07.2023) возражения на доводы жалобы, из которых следует, что при подготовке к проведению электронного аукциона заказчиком была представлена сравнительная таблица товаров двух различных производителей, соответствующих требованиям описания объекта закупки.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а" и "б" (пункт 5 Правил использования КТРУ).
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Объектом закупки являются изделия медицинского назначения с кодами ОКПД2 32.50.50.000-00002203 и 32.50.50.00000000677, при этом каталоге товаров, работ, услуг с указанными кодами ОКПД2 имеются соответствующие позиции "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания", Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА".
Наименование, характеристики и количество поставляемого товара установлено заказчиком в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, в частности по оспариваемым заявителем характеристикам по позиции 2 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА" отношении показателя "Тип исполнения" установлено значение "Винтовое соединение крышки с корпусом пробирки" и приведено следующее обоснование необходимости использования показателей "Резьба на крышке и на пробирке позволяет безопасно открывать и закрывать пробирку многократно с сохранением абсолютной герметичности, обеспечивает надежную сохранность биоматериала при транспортировке и центрифугировании, обеспечивает многократное открывание, закрывание пробирки без аэрозольного эффекта для безопасности работы медицинского персонала".
Оценивая правомерность определенных БУЗОО "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н."" требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика.
Заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Омским УФАС России в целях объективного рассмотрения жалобы по существу и формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе в адрес субъекта контроля был направлен (исх. N ТШ/4364/23 от 19.07.2023) запрос о представлении доказательств того, что как минимум два медицинских изделия разных производителей соответствуют требованиям к товару, установленному позицией N 2 описания объекта закупки.
БУЗОО "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." в пояснениях сообщено о том, что требованиям описания объекта соответствуют следующие товары:
1) изделия медицинского назначения для забора крови (пробирки вакуумные различных размеров с наполнителями и без) (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21.12.2022 N ФСЗ 2011/09572, производства "Грейнер Био-Уан ГмбХ", Австрия, выданное ООО "ОМБ", Россия);
2) пробирки вакуумные "Acti-FineR" для забора венозной крови с добавками и без по ТУ 32.50.50-001-00057974-2017 (регистрационное удостоверение от 23.03.2021 N РЗН 2019/8079, производства ООО "Гранат Био Тех", Россия).
В подтверждение указанного, заказчиком представлена сравнительная таблица упомянутых выше медицинских изделий, а также инструкции по их применению, размещенные на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
Рассматривая настоящую жалобу по существу, Комиссия учитывает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
В связи с тем, что жалоба ООО "Изделия медицинского назначения" не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении именно его прав и законных интересов, формальное обжалование действий заказчика, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
Более того, заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Комиссия также учитывает то обстоятельство, что на участие в рассматриваемом аукционе участником закупки подана заявка, содержащая предложение о поставке иного товара производства ООО "Гранат Био Тех", Россия (то есть товара отличного от того, что указан в жалобе заявителя).
Ссылку заявителя на письмо ФАС России от 17 июня 2015 г. N ИА/29987/15 Комиссия полагает несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае, учитывая наличие на рынке как минимум двух медицинских изделий различных производителей, соответствующих описанию объекта закупки, Комиссия полагает, что заказчиком требования статьи 33 Федерального закона о контрактной системе соблюдены в полной мере.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия признала жалобу общества необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изделия медицинского назначения" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения (Реестровый номер 232134)" (извещение N 0852500000123001968), размещенной казенным учреждением Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июля 2023 г. N 055/06/106-825/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023