Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, руководителя Рязанского УФАС; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области <_> (доверенность б/н от 22.05.2023), <_> (доверенность б/н от 22.05.2023), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N1 от 09.01.2023), в отсутствие представителей ООО "Монтажпроект" (далее - Заявитель), уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей ООО "РТС-тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Монтажпроект" на действия Заказчика Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области при проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Строительство артезианской скважины, строительство станции водоподготовки и реконструкция водопроводных сетей объекта "Магистральная сеть" в с. Заокское Рязанского района Рязанской области" (извещение N0859200001123008301 от 03.07.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектно-сметной документации по объекту: "Строительство артезианской скважины, строительство станции водоподготовки и реконструкция водопроводных сетей объекта "Магистральная сеть" в с. Заокское Рязанского района Рязанской области" (далее - открытый конкурс в электронной форме).
03.07.2023 извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 095 143 рублей 67 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку установленный Заказчиком порядок оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" без указания предельного максимального количественного значения приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурсной процедуры, поскольку лишает возможности участников конкурса, не имеющих избыточного опыта, конкурировать по ценовым и иным неценовым критериям с участником конкурса, имеющим такой избыточный опыт.
В отзыве на жалобу N318 от 26.07.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки.
В отзыве на жалобу N52/1-7061 от 25.07.2023 Заказчик сообщил, что Заказчиком не нарушены требования действующего законодательства и не ограничен круг участников, обладающих необходимым опытом.
В ходе заседания представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и сообщили, что считают жалобу не обоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствие с ч.1 ст. 32 Закона о ФКС для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации,
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о ФКС установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о ФКС, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о ФКС.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о ФКС для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о ФКС порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о ФКС, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяется, один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно пункту 18 Положения в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик указывает предельное минимальное или предельное максимальное значение характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений).
Комиссией Управления Рязанского УФАС установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия:
где,
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки.
К оценке принимаются исполненные участником конкурса с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Так, Заявитель указывает на то, что формирование порядка оценки без указания максимального количественного значения общей цены исполненных участником закупки договоров не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта, поскольку не установление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены на границе экономической рентабельности и за ее пределами, в случае, если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки.
Между тем Закон о ФКС не регламентирует установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Монтажпроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 июля 2023 г. N 062/06/106-531/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023