Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 25 июля 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, при помощи видеоконференц-связи, направленные Администрацией Опочецкого района Псковской области (далее - Заказчик) в отношении - Индивидуального предпринимателя Муромцева Кирилла Вячеславовича (адрес: 414004, г.Астрахань, ул.Студенческая д.4 кв.52; ИНН 301002659624), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и установку малых архитектурных форм в сквере у д. N4 по ул. К.Маркса г. Опочка (номер извещения: 0157300017523000002),
УСТАНОВИЛА:
18 июля 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Муромцева Кирилла Вячеславовича (адрес: 414004, г.Астрахань, ул.Студенческая д.4 кв.52; ИНН 301002659624), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и установку малых архитектурных форм в сквере у д. N4 по ул. К.Маркса г. Опочка (номер извещения: 0157300017523000002).
Рассмотрение сведений состоялось 25 июля 2023 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 24.07.2023 в 11 часов 30 минут, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Заказчика.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157300017523000002 о проведении аукциона - 20.01.2023 15:30.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 1 730 306,93 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.02.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 28 (двадцать восемь) заявок, победителем признан ИП Муромцев К.В. с наименьшим предложением о цене контракта 783 711,50 рублей (снижение на 54,7 %).
5) 13.02.2023 Заказчиком заключен муниципальный контракт N 01573000175230000020001 на поставку и установку малых архитектурных форм в сквере у д. N 4 по ул. К. Маркса, г. Опочка с ИП Муромцевым К.В., с ценой контракта 783 711,50 рублей.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется осуществить поставку и установку малых архитектурных форм в сквере у д. N 4 по ул. К. Маркса, г. Опочка, (далее - Товар) в соответствии с условиями настоящего Контракта, со Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и техническими характеристиками, указанными в Описании объекта закупки (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.2. контракта наименование, количество, характеристики, общая стоимость Товара указываются в Спецификации (Приложение N1) и Описании объекта закупки (Приложение N2).
Согласно пункту 4.1. контракта поставка и установка Товара осуществляется до 30.06.2023 г., но не ранее окончания работ по устройству площадки под Товар, в соответствии со Спецификацией и Описанием объекта закупки.
Согласно акту ввода площадка была готова только 30.05.2023 года (акт N1).
08.06.2023 (исх.N2653/25) Заказчик направил письмо ИП Муровмцеву К.В. о неисполнении обязательств по контракту.
14.06.2023 (исх.N2753/25) Заказчик повторно направил письмо ИП Муровмцеву К.В. о неисполнении обязательств по контракту.
19.06.2023 (исх.N2845/25) Заказчик в третий раз направил письмо ИП Муровмцеву К.В. о неисполнении обязательств по контракту.
29.06.2023 (исх.N12) ИП направил Заказчику гарантийное письмо о начале работ 29.06.2023.
01.07.2023 Заказчиком составлен акт о невыполнении работ (с фотофиксацией).
03.07.2023 (исх.N3148/25) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.07.2023 (исх.N16) ИП направляет Заказчику гарантийное письмо о выполнении обязательств в срок до 20.07.2023.
12.07.2023 (исх. N3355/25) Заказчик уведомил ИП Муромцева К.В. о расторжении контракта 14.07.2023.
14.07.2023 Заказчиком составлен акт о невыполнении работ (с фотофиксацией).
14.07.2023 (исх.N3417/25) Заказчик направляет претензию с неустойкой в размере 7 547,09 рублей.
14.07.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 9.4. контракта он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
03.07.2023 (исх.N 3148/25) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.07.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно письменных пояснений ИП Муромцева К.В., он имеет небольшое собственное производство для изготовления и обработки изделии из древесины и деревянных брусьев. Соответственно подготовкой деревянных частей и поликарбоната занимался сам (обрезка под определенные размеры, обработка, пропитка, покрытие и т.д.). К сожалению, по исполненному контракту N3300100662823000001 от 11.01.2023 на "Поставку светящихся качелей с металлической конструкцией для благоустройства сквера", Заказчик - Администрация муниципального образования "Поселок Верхний Баскунчак" значительно задержал оплату.
Учитывая, что ИП Муромцев К.В. - субъект малого предпринимательства и только развивает свою деятельность, заключает контракты с заказчиками без авансовых платежей, произошедшая задержка с оплатой по контракту сказалась на задержке заключения договора с ИП Васильевой на изготовление металлоконструкций.
Только 23.06.2023, на изготовление металлических частей архитектурных форм, ИП Муромцев К.В. заключил договор N38 от 23.06.2023 и Индивидуальным предпринимателем Васильевой А.В.. Готовые металлические конструкции были поставлены ИП Муромцеву вечером 28.06.2023.
29.06.2023 имея все составные части МАФов в готовности, ИП Муромцев направил посредством электронной почты Гарантийное письмо (исх.N12) о готовности начала установки архитектурных форм с 30.06.2023.
Для исполнения обязательства по поставке и установке готовых конструкций МАФов, ИП Муромцев 29.06.2023 отправил в Псковскую область в г.Опочка грузовую машину MAN TGA 26.350 6х2-2 BL. Однако 30.06.2023 у грузового автомобиля произошла поломка, в связи с чем не было возможности продолжить доставку груза. Учитывая необходимость замены автозапчастей иностранного производства, поиск которых потребовал время, срок доставки груза был значительно смещен.
03.07.2023 в адрес электронной почты Заказчика было направлено повторное Гарантийное письмо (исх.N16) о задержке в связи с непредвиденной поломкой автомобиля, с уведомлением о готовности исполнить условия Контракта и просьбой продлить срок до 20.07.2023.
При этом просим Комиссию УФАС учесть, что ИП Муроцев К.В. поддерживал связь с представителем Заказчика - заместителем главы администрации - Дмитриевым Андреем Александровичем. Вели переписку в Watsapp. Муромцев К.В. все время держал последнего в курсе передвижения автомобиля с грузом. И Муромцев и Дмитриев надеялись, что груз успеют доставить до вступления в силу решения Заказчика, что было бы основанием для его отмены.
14.07.2023 машина с грузом прибыла в г.Опочка. Сам Муромцев Кирилл Вячеславович, приехал, сопровождая груз. Сразу же по прибытию в г.Опочка, Муромцев К.В. направился на встречу к Главе Администрации г.Опочка - Александрову Виктору Владиславовичу. У главы Администрации состоялось рабочее совещание, но к сожалению решение о расторжении контракта вступило в силу накануне 13.07.2023 и отменить его уже не было возможности.
Ранее сведения в отношении ИП Муромцева К.В. не поступали. Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС исполнено более 20 контрактов.
Представители Заказчика не настаивали на включении сведений об ИП Муромцева К.В. в реестр недобросовестных поставщиков
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении ИП Муромцева К.В. поступили впервые, а условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения направленные Администрацией Опочецкого района Псковской области в отношении - Индивидуального предпринимателя Муромцева Кирилла Вячеславовича (адрес: 414004, г.Астрахань, ул.Студенческая д.4 кв.52; ИНН 301002659624), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку и установку малых архитектурных форм в сквере у д. N4 по ул. К.Маркса г. Опочка (номер извещения: 0157300017523000002), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 июля 2023 г. N РНП 060/06/95-280/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023