Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ФКУ "ЦхиСО УМВД РФ по Псковской области" (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (адрес: 1180016, Псковская область, г.Псков, ул.Коммунальная, д.19, офис 213; ИНН 6027202189), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта, расположенного по адресу: Псковская область, г.Псков, ул.Инженерная, д.100 (номер извещения: 0157300017523000081),
УСТАНОВИЛА:
21 июля 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (адрес: 1180016, Псковская область, г.Псков, ул.Коммунальная, д.19, офис 213; ИНН 6027202189), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта, расположенного по адресу: Псковская область, г.Псков, ул. Инженерная, д.100 (номер извещения: 0157300017523000081).
Рассмотрение сведений состоялось 24 июля 2023 года в 16 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 21.07.2023 в 10.45 минут, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Заказчика.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157300017523000081 о проведении аукциона - 07.04.2023 11:40.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 455 921,21 рубль.
3) Оператор электронной площадки - РТС-тендер.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, все допущены. Победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N113972036, с ценовым предложением 453 641,60 рубль.
5) 05.05.2023 Заказчиком заключен государственный контракт N 0857100000323000043 с ООО "Престиж" на выполнение работ по текущему ремонту объектов УМВД России по Псковской области (далее - контракт), с ценой контракта 453 641,60 рубль.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта подрядчик в соответствии с требованиями и условиями настоящего государственного контракта обязуется выполнить работы по текущему ремонту объекта УМВД России по Псковской области в соответствии с техническим заданием (Приложение N1), являющимся неотъемлемой частью государственного контракта, а Государственный заказчик обязуется принять выполненные работы в соответствии с разделом 6 настоящего Государственного контракта и оплатить выполненные работы в соответствии с разделом 2 настоящего контракта.
Согласно пункту 3.1.контракта работы должны быть выполнены в течение 50 календарных дней с момента заключения государственного контракта.
Качество выполняемых работ должно соответствовать всем обязательным требованиям по технологии, качеству и экологической безопасности, установленным действующими законодательными, нормативными и методическими документами, требованиям строительных норм и правил. Работы не соответствующие обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации, СП, СНиП, ВСН, МДС, ППБ, СанПиН, ПУЭ и технологических регламентов, считаются не выполненными (пункт 3.2. контракта).
При этом, согласно пункту 5.4.12. контракта подрядчик обязан ознакомиться с порядком пропускного и внутриобъектового режима на территории Заказчика и обязан обеспечить его соблюдение своими специалистами. В целях оформления пропусков для прохода специалистов Подрядчика на территорию Заказчика, подрядчик обязан заблаговременно представить Заказчику списки таких специалистов. Заказчик обязан обеспечить доступ к месту поставки (сборки и монтажа) специалистов подрядчика, соответствующих требованиям пропускного и внутриобъектового режима на территории Заказчика.
В течение 2 (двух) рабочих дней с момента заключения контракта представить Государственному заказчику списки работников (Приложение N 3), их паспортные данные и иные сведения, необходимые для оформления соответствующего доступа на объект государственного заказчика (списки работников должны пройти согласование с уполномоченным подразделением государственного заказчика). При отказе уполномоченного подразделения в доступе работника на объект государственного заказчика, Исполнитель в двухдневный срок направляет государственному заказчику списки на замену не прошедших проверку работников (пункт 5.4.13.контракта).
17.05.2023 (исх. N7/2378) Заказчик требует от Общества предоставить списки работников.
18.05.2023 (исх. N22/23) (ответ на исх. N7/2378 от 17.05.2023) Общество сообщает Заказчику, что списки работников будут предоставлены 23.05.2023, так как требуется время для изучения персональных данных работников.
14.06.2023 (исх. N7/2933) Заказчик сообщает Обществу о согласованных работниках по линии собственной безопасности, и об отказе в согласовании работника С.А.В.
15.06.2023 (исх. N27/33) Общество направляет Заказчику претензию в части отказа к допуску работника С.А.В, в части допуска к работам Д.К., Д.И.).
16.06.2023 (исх. N7/2959) Заказчик сообщает Обществу об отказе в допуске работника Д.К.А.
22.06.2023 (исх. N7/3096) (ответ на письмо исх. N27/23 от 15.06.2023) Заказчик направляет Обществу запрос о предоставлении списков работников.
Согласно пункту 6.1. контракта после завершения выполнения работ, предусмотренных контрактом, подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте окончания выполнения работ. Приемка результатов выполненных работ осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом, и оформляется Актом выполненных работ. В соответствии с ч, 13-15 ст. 94 Закона о контрактной системе предусматривается электронное актирование, а именно формирование и подписание акта выполненных работ в форме электронного документа в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.
Подрядчик в день завершения работ формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в единой информационной системе акт выполненных работ (пункт 6.2. контракта).
19.06.2023 (исх. N28/33) Общество направляет Заказчику требование по оплате выполненных работ по установке окон и дверей.
Сведения в ЕИС о выполненных работах Обществом не размещались.
26.06.2023 (исх. N29/23) Общество направляет Заказчику с требованием об оплате выполненных работ по установке окон и дверей (приложение: Акт выполненных работ; справка о стоимости выполненных работ; счет на оплату). При этом Общество информирует Заказчика об отказах в допусках работников Общества без обоснования, что делает исполнение контракта надлежащим образом невозможным. Кроме того, Общество является микро-предприятием и пользуется льготами, в связи с чем, считает что Общество не должно набирать новый штат или вводить штатные единицы.
29.06.2023 (исх. N7/3216) (ответ на исх. N28/23 от 19.06.2023; исх.29/23 от 26.06.2023) Заказчик информирует Общество о сложившихся обстоятельствах смещения сроков рассмотрения списка работников, предлагает приступить к выполнению работ, а также применит все возможности для исключения применения штрафов и пеней в случае нарушения сроков. А также Заказчик сообщает, что не направлял в адрес Общества каких-либо претензий.
05.07.2023 (исх. N7/3341) (ответ на N29/23 от 26.06.2023) Заказчик направляет Обществу мотивированный отказ (причины: 05.05.2023 заключен контракт, в течение 2 дней, Общество должно было предоставить список работников, однако списки поступили только 23.05.2023; списков на замену несогласованных работников не поступало; по результатам комиссии Заказчика (Акт от 03.07.2023) работы обществом выполнены не надлежащим образом, иные работы предусмотренные техническим заданием не выполнялись).
06.07.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.07.2023 (исх. N32/23) Общество информирует Заказчика о подаче искового заявления в Арбитражный суд Псковской области. т.к. Заказчик создает условия, при которых невозможно выполнять работы по исполнению контракта (причины: Заказчик проверял списки работников 25 дней (т.е. половина срока, отведенного на выполнение работ по контракту); Заказчик безосновательно отказывал в допуске к работе по исполнению контракта трём лицам. (Общество информировало Заказчика о вышеуказанных причинах: письмо исх. N22/23 от 18.05.2023; исх. N27/23 от 15.06.2023; исх. N29/23 от 26.06.2023).
17.07.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.2. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
06.07.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.07.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.
При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно письменных пояснений Общества, оно не имело намерений уклоняться от исполнения контракта, большую часть срока для исполнения обязательства по контракту было использовано Заказчиком на согласование допуска работников на объект. Частично работы исполнены, с замечаниями по качеству работ Заказчика не согласны.
Ранее сведения в отношении ООО "Престиж" не поступали, согласно сведений из ЕИС раздел "реестр контрактов" у Общества заключено 20 контрактов, из них 11 исполнено.
Комиссия, учитывая материалы дела, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества поступили впервые, а условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ФКУ "ЦхиСО УМВД РФ по Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (адрес: 1180016, Псковская область, г.Псков, ул.Коммунальная, д.19, офис 213; ИНН 6027202189), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по текущему ремонту объекта, расположенного по адресу: Псковская область, г.Псков, ул. Инженерная, д.100 (номер извещения: 0157300017523000081), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 июля 2023 г. N РНП 060/06/95-279/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023