Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 24 июля 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.
в присутствии (после перерыва) представителей:
администрации города Котовска Тамбовской области (далее - Заказчик) - <_>
ИП (далее - Подрядчик, Предприниматель) - <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от исполнения контракта от 20.02.2023 N0089-К на выполнение работ по устройству тротуара аллеи "Бессмертный полк" в парке Воинской Славы в г. Котовске Тамбовской области, заключенного по итогам электронного аукциона N 0164200001923000089, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации города Котовска Тамбовской области (вх. от 12.07.2023 N 4336/23) о направлении сведений об ИП для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 29.06.2023 от исполнения контракта от 20.02.2023 N0089-К на выполнение работ по устройству тротуара аллеи "Бессмертный полк" в парке Воинской Славы в г. Котовске Тамбовской области, заключенного по итогам электронного аукциона N 0164200001923000089, в связи с нарушением условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 18.07.2023, продолжилось 19.07.2023 после перерыва.
ИП представил в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 17.07.2023 N 4410-ЭП/23), в которых сообщил следующее.
Согласно графику выполнения работ (приложение N 3 к контракту) начало выполнения работ с 10.05.2023, окончание работ: не более 30 календарных дней с даты начала работ. 29.06.2023 Заказчик опубликовал в единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого контракта. 10.07.2023 ИП направил возражение на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку с данным решением не согласен по следующим основаниям. В мае 2023 года Предприниматель заказал у завода-изготовителя бетонные плиты для исполнения контракта, что подтверждается счетом на оплату N 517022 от 17.05.2023 и платежным поручением N 58 от 18.05.2023. ИП выполнил работы за сроком, потому что с конца мая по конец июня завод-изготовитель сообщал о задержке поставки сырья. Предприниматель уведомил Заказчика о данном обстоятельстве c просьбой о приостановке выполнения работ, с готовностью оплатить неустойку за исполнение контракта за сроком.
05.07.2023 года ИП выполнил работы в полном объеме и направил закрывающие документы по форме КС-2, КС-3 в адрес Заказчика, однако Заказчик не принял работы. Представитель Заказчика в устной форме указал причину отказа принятия работ: дефект плитки в виде белых пятен.
Предприниматель представил письмо производителя плитки ООО "АртСтрой" от 12.07.2023, направленного в адрес ИП, в котором производитель сообщил: "Образования на поверхности изделий являются высолами. Высолообразование не является техническим браком продукции (п. 4.6.4 ГОСТ 17608-2017). Высолы - результат естественного химического процесса, проходящего в любых бетонных изделиях, изготовленных на основе цемента. Они образуются из-за перемещения воды вместе с солями внутри материала. Соли, которые послужили причиной появления высолов, растворимы водой и сходят в процессе эксплуатации. Высолы не влияют на эксплуатационные и технические свойства изделий".
На основании изложенного, Предприниматель просил не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 20.02.2023 N0089-К на выполнение работ по устройству тротуара аллеи "Бессмертный полк" в парке Воинской Славы в г. Котовске Тамбовской области, заключенного с ИП рассмотрев документы закупки, материалы, представленные сторонами, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200001923000089 между Заказчиком и Подрядчиком 20.02.2023 заключен муниципальный контракт N0089-К на выполнение работ по устройству тротуара аллеи "Бессмертный полк" в парке Воинской Славы в г. Котовске Тамбовской области на сумму 848 815,98 рублей.
Согласно пункту 2.1 контракта: "Выполняемые работы должны быть выполнены в соответствии с Локальным сметным расчетом (приложение N 1 к Контракту). Работы должны быть выполнены качественно, в срок и соответствовать Своду правил СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий". Актуализированная редакция СНиП III-10-75", СП 508.1325800.2022 "Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации". Недостатки и дефекты, выявленные в ходе выполнения работ и при приёмке выполненных работ, должны своевременно устраняться без дополнительной оплаты. Необходимые материалы и оборудование приобретаются и поставляются Подрядчиком в соответствии с Локальным сметным расчетом (приложение N 1 к Контракту) и за свой счёт. Используемые материалы и оборудование должны строго отвечать требованиям ГОСТ, ТУ, ОСТ. Работы выполняются средствами и техникой Подрядчика".
В соответствии с пунктом 3.1.3 контракта муниципальный заказчик обязан: "Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. В случаях, предусмотренных Контрактом, Муниципальный заказчик проводит экспертизу результатов работ самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе".
Согласно пункту 3.3.3 контракта муниципальный заказчик вправе: "В случае несоответствия выполненных Работ условиям настоящего Контракта Муниципальный заказчик вправе не принять выполненные Работы и направить Подрядчику мотивированный отказ, содержащий перечень замечаний".
Пунктом 6.2 контракта установлено: "Сроки выполнения работ: в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту)".
Согласно графику выполнения работ (приложение N 3 к контракту): "Начало выполнения работ: 10.05.2023, окончание работ: в срок не более 30 календарных дней с даты начала работ".
Порядок сдачи-приемки работ определены разделом 5 контракта.
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом.
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пояснений представителей Заказчика работы по контракту должны быть выполнены в срок до 08.06.2023 (п. 6.2 контракта), однако в нарушение условий контракта по состоянию на 29.06.2023 Подрядчик работы по контракту не выполнил.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что со стороны Заказчика претензионная работа с Подрядчиком не велась.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта: "Право Муниципального заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
29.06.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта, ч.2 ст. 715 Гражданского Кодекса РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.02.2023 N0089-К, заключенного с ИП , в связи с невыполнением работ по контракту в установленный срок.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Подрядчиком 29.06.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В силу требований чч. 13,14 ст. 95 Закона о контрактной системе указанное решение вступает в законную силу 10.07.2023.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Предприниматель направил 05.07.2023 Заказчику документы о приемке: акт о приемке выполненных работ от 05.07.2023 на сумму 719 323,79 рублей (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ от 05.07.2023 на сумму 719 323,79 рублей (форма КС-3).
Заказчик отказал в приемке Предпринимателю, разместив 09.07.2023 в ЕИС уведомление содержащее следующую причину отказа: "В ходе визуального осмотра уложенной плитки были выявлены дефекты в виде сколов, просим Вас устранить данное замечание".
В ходе рассмотрения дела представители Заказчика сообщили устно другую причину отказа приемки работ, пояснив, что в ходе визуального осмотра уложенной плитки были выявлены дефекты в виде белых пятен. Представлены фотографии и видеоролик уложенной плитки от 19.07.2023. Других документов осмотра объекта (актов, экспертиз и др.) Заказчиком в материалы не представлено.
Относительно отказа Заказчика от 09.07.2023, размещенного в ЕИС, представитель Предпринимателя устно пояснил, что информация с указанием данной причины отказа от Заказчика не поступала через ЕИС к Предпринимателю, поэтому он не мог знать об указанной причине, узнал только в ходе рассмотрения данного дела. Ранее Заказчик указывал устно на дефект плитки в виде белых пятен на плитке.
Предпринимателем в материалы дела представлены возражения от 10.07.2023 на решение об одностороннем расторжении контракта, в которых он указал Заказчику, что не согласен с решением от 29.06.2023 об одностороннем отказе, поскольку работы по контракту им выполнены 05.07.2023, просил отменить на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе, осуществить приемку и оплату выполненных работ по контракту. Предприниматель пояснил, что данные возражения были им направлены 10.07.2023 Заказчику по электронной почте, ответа от Заказчика не поступило.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, оценивая соблюдение Заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе, приходит к выводу о том, что Заказчиком не подтверждены факты нарушения существенных условий контракта ИП Аветисян Э.Р. ( п. 15 Постановления Правительства N 1078).
Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Предпринимателем положений заключенного между сторонами контракта. Надлежащих документов, содержащих несоответствие выполненных работ Подрядчиком локально-сметному расчету контракта (актов осмотра, экспертиз и др.), Заказчиком в материалы дела не представлено.
Представленные Заказчиком фотографии плитки и видеоролик от 19.07.2023 не могут являться надлежащими документами, подтверждающими ненадлежащие исполнение ИП Аветисяном Э.Р. условий контракта, поскольку составлены без присутствия Предпринимателя, на них невозможно достоверно установить дату и место съемки. Кроме того, фотографии и видеоролик плитки не соответствуют требования приемки выполненных работ, установленных Законом о контрактной системе и ч. 4 ст. 753 Гражданского Кодекса РФ.
В силу ч. 4 ст. 753 Гражданского Кодекса РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Комиссия Тамбовского УФАС России не может сделать однозначный вывод об установленных Заказчиком дефектах уложенной Предпринимателем плитки, поскольку сведения Заказчика содержат противоречивую информацию: в отказе от 09.07.2023 указана причина - сколы плитки, в представленном видеоролике представитель Заказчика указывает на белые пятна на плитке, устно на рассмотрении дела представители Заказчика подтвердили данную причину несоответствия.
Согласно п. 3.1 ГОСТа 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные. Технические условия" выцветы (высолы) отложение на поверхности плит кристаллов растворимых соединений из состава бетона.
Согласно п. 4.6.4 ГОСТа 17608-2017 допускаются на поверхности плит выцветы (высолы), не влияющие на физико-механические свойства (прочность, морозостойкость, истираемость) изделия.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, сведения об ИП не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения, представленные администрацией города Котовска Тамбовской области в отношении ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
Т.В. Четверткова
|
Исп. Четверткова Т.В.
тел. (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 июля 2023 г. N 068/10/104-519/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023