Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Энергосервис"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба ООО "Энергосервис" на действия Заказчика - МКУ "Сетевое и парковое хозяйство Находкинского городского округа" при проведении открытого конкурса в электронной форме оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения Находкинского городского округа (извещение N 0820600002023000121) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- Описание объекта закупки не соответствует требованиям действующего законодательства;
- порядок оценки заявок установлен с нарушением требований действующего законодательства.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия Приморского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 48 Закона N44-ФЗ определено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы, установление значения показателя "Коэффициент мощности" с неизменным значением "0,95" не соответствует требованиям действующего законодательства и ограничивает число участников закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что на трансформаторных подстанциях установлены емкостные компенсаторы реактивной мощности (компенсируют индуктивную нагрузку в сетях), а также сами линии имеют емкостную нагрузку, поэтому применение светильников (в светильниках индуктивный тип реактивной мощности) с большим, чем стандартный коэффициент мощности 0,95, приведет к ухудшению коэффициента мощности в энергосистеме в целом, т.к. при уменьшении индуктивной составляющей мощности будет расти емкостная составляющая. Таким образом, использования светильников с большим, чем 0,95 коэффициентом мощности не целесообразна. Кроме того, текущий коэффициент на установленных светильниках типа ДНаТ в Находкинском городском округе равен 0,85 и на него рассчитана система наружного освещения, поэтому для светодиодных светильников установлен минимальный показатель - 0,95.
Кроме того, Заказчиком представлены сведения о светильниках, находящихся в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, соответствующие указанным требованиям: светильники серии GALAD Галеон M LED-(50-150), светильники FREGAT LED 100W, светильники Street X1 S, светильники Гроза 60 L, светильники ATAMAN-STREET RUS 120.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком установлено завышенное требование к степени защиты светильника (IP 66 или 67). Кроме того, Заявитель полагает, что установление такого требования вводит в заблуждение участников закупки.
В отношении указанного довода о Заказчиком даны следующие пояснения: Для дальнейшей эксплуатации, а именно очистки светильников заказчик определил наиболее приемлемые и эффективные варианты, учитывая климатические условия в Находкинском городском округе.
Из доводов жалобы следует, что требование к материалу корпуса, методике изготовления необоснованно и ограничивает применение светильников, характеристики которых соответствуют другим требованиям конкурсной документации и обеспечивают достижение показателей энергоэффективности.
Согласно пояснениям Заказчика, требование к материалу корпуса обусловлено тем, что более половины светильников к замене находятся на ключевых дорогах и магистралях города Находки с интенсивным движением, поэтому требования к их надёжности имеют значение для Заказчика
Светильники, изготовленные методом литья, имеют ряд преимуществ перед остальными: использование корпуса из литого алюминиевого сплава позволяет уменьшить вес светильника, улучшить защиту мест соединения за счет большой герметичности, повысить прочность и надежность светильника, возможность создать лучший теплоотвод, эстетику, меньшее расширение материала что в результате обеспечивает долговечность их работы. Учитывая все преимущества светильников с литым корпусом, для исключения рисков выхода из строя светильников после окончания действия энергосервисного контракта, установлено оспариваемое требование.
Заявитель полагает, что Описание объекта закупки не предусматривает, что светодиодные светильники, применяемые в сетях наружного освещения, должны соответствовать требованиям ГОСТ IEC 60598-1-2017, ГОСТ IEC 60598-2-3-2017, ГОСТ 34819-2021, Постановления Правительства РФ N2255 от 24.12.2020, за исключением требований к коэффициенту мощности и индексу цветопередачи, а также отсутствует указание на то, что товар должен быть новым (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
Комиссией Приморского УФАС России отмечено, что согласно пункту 5.1 Описания объекта закупки материалы, изделия и оборудование (в случае необходимости их применения) должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды (ГОСТ, ТУ, СанПиН), а также должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.
В Проекте контракта (Приложение 5 к извещению) пунктом 10.15 установлено:
Используемые при осуществлении энергосберегающих мероприятий оборудование и материалы должны быть новыми, иметь необходимую маркировку, соответствовать требованиям по обеспечению безопасности жизни, здоровья и окружающей среды, иметь необходимые сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.
По общему правилу указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона N44-ФЗ.
Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В конкурсе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не прибыл, доказательств, подтверждающих доводы, указанные в жалобе, не представил.
Заявитель полагает, что Установление показателя "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" применяется следующий детализирующий показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки N 1 "Капитал и резервы", строка бухгалтерского баланса 1300" является избыточным и ограничивает количество участников конкурса, так как бухгалтерский баланс за последний отчетный год не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результатам конкурса, поскольку финансовые ресурсы необходимые для выполнения контракта могут быть как на счетах участника и (или) привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона N44-ФЗ установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Согласно пункту 24 Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно приложения к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" в рамках показателя "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" применяется следующий детализирующий показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки N 1 "Капитал и резервы", строка бухгалтерского баланса 1300.
Заказчиком установлено, что подтверждающим документом наличия у участника закупки финансовых ресурсов по детализирующему показателю "Капитал и резервы" является предоставление в составе заявки бухгалтерского баланса за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом либо с предоставлением квитанции о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата) в случае сдачи отчетности в электронной форме). Оценка производится по сведениям, указанным в строке 1300 бухгалтерского баланса.
Кроме того, в случае, если бухгалтерский баланс за последний отчетный год отсутствует по причине того, что участник закупки не составляет и не сдает бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, оценка финансовых ресурсов участника закупки по детализирующему показателю на последнюю отчетную дату может быть определена одним из следующих способов:
- самостоятельно в упрощенном порядке, как разность активов (денежные средства на расчетном счете, дебиторская задолженность, складские запасы, стоимость имущества) и обязательств (задолженность перед контрагентами, кредитными организациями, а также по уплате налогов, пошлин и иных обязательных платежей). В данном случае участник закупки рассчитывает величину капитала и резервов на основе данных учета доходов и расходов в соответствии с применяемым режимом налогообложения. Расчет прикладывается к предложению по данному показателю с обязательным предоставлением подтверждающих документов (копии выписки со счета, первичных бухгалтерских документов по хозяйственным операциям, иные документы, подтверждающие наличие активов и обязательств).
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, определением от 11.03.2019 N 301-ЭС19-1219 по делу N А17-208/2018, Верховным судом РФ отмечено, что с учетом длительности исполнения контракта (исполнитель должен был в течение года поставлять продукцию) заказчик обосновано ищет наиболее стабильного финансово участника закупки.
С учетом исполнения энергосервисного контракта в течение 7 лет на социально значимых объектах привлечение наиболее финансово устойчивого участника в рамках реализации контракта в полной мере отвечает интересам заказчика.
При этом установление необходимых для оценки заявок показателей само по себе не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки и не создают преимуществ конкретному лицу, что также подтверждается судебной практикой (в частности, определениями Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2019 N 304-ЭС19-21229 по делу N А03-18575/2018, от 11.03.2019 N 301-ЭС19-1219 по делу N А17-208/2018).
На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что указанный довод не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Энергосервис" на действия Заказчика - МКУ "Сетевое и парковое хозяйство Находкинского городского округа" при проведении открытого конкурса в электронной форме оказание услуг по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации системы наружного освещения Находкинского городского округа (извещение N 0820600002023000121) необонованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 24 июля 2023 г. N 025/06/48-931/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023