Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Гиниятуллиной Л.Р. - главного государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, Курмаевой Г.Р. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика - Управления образования Альметьевского муниципального района - Павловской И.А. (начальник управления согласно выписке из ЕГРЮЛ), в присутствии представителя уполномоченного органа - Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района - Зиганшиной Р.А. (доверенность N56 от 21.12.2021 г.), в присутствии заявителя - ООО "Центурион" - Комаровой М.Г. (доверенность N10 от 12.07.2023 г.), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Центурион" (вх. N7137/ж от 12.07.2023 г.) на действия уполномоченного органа Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, заказчика - Управления образования Альметьевского муниципального района Республики при проведении закупки NN0111300063223000303 на предмет: "Услуги охраны на объектах образовательных учреждений",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0111300063223000303 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 10.07.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 046 240,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик, уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа, позиции заказчика, уполномоченного органа, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об указании уполномоченным органом, заказчиком в КТРУ значения характеристик, которые противоречат условиям, установленным в описании объекта закупки.
В силу части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно условиям извещений уполномоченным органом, заказчиком применен КТРУ 80.10.12.000-00000002 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данная позиция КТРУ обязательна к применению с 02.11.2022 г. и содержит ряд характеристик, которые являются обязательными к применению:
-Вид услуги по охране
- Использование мобильной группы
- Использование специальных средств
- Наличие оружия у сотрудников мобильной группы
- Наличие оружия у сотрудников охраны.
В извещении указан вид услуги по охране из КТРУ: "Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности".
При этом, проанализировав описание объекта закупки (техническое задание), Комиссией установлено, что в перечень оказываемых услуг включены также "охрана объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, оперативном управлении", "обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах". Между тем, указанные услуги являются отдельными значениями характеристики, содержащимися в каталоге товаров, работ, услуг, и должны были быть выбраны в извещении, а именно позиция "Вид услуги по охране" является изменяемой и подразумевает множественный выбор значений (рис. 1).
Рис. 1
Кроме того, в извещении согласно позиции КТРУ указано "Наличие оружия у сотрудников охраны - НЕТ".
Однако, в соответствии с пунктом 3.1 Описания объекта закупки содержится требование о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, действующего на момент подачи заявки на участие в конкурсе с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию.
Также, в извещении выбрана позиция "Использование мобильной группы - НЕТ", но вместе с тем, в описании объекта закупки предъявлено требование к качественным характеристикам услуг о наличии у Исполнителя резервной группы и инспекторской службы (пункты 2.3, 2.4).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что противоречия положений извещения и описания объекта закупки не позволяют участнику закупки однозначно определить объем оказываемых услуг, исходя из которого формируется ценовое предложение, и представляется возможным должным образом сформировать заявку.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 7, части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Довод заявителя признан обоснованным.
2. Относительно довода заявителя о ненадлежащем описании объекта закупки и наличии противоречий.
Согласно изложенным доводам заявителя в описании объекта закупки имеется ряд таких недочетов, как:
- Противоречивые сроки выполнения работ, так как Заказчик не учел оплату услуг исполнителя с 01 июля 2023 года по 31 июля 2023 года (включительно);
- Исполнитель должен обследовать объект, подлежащий охране, провести оценку его уязвимости, составить акт обследования объекта охраны в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП, утратившем силу на момент проведения настоящей закупки. Кроме того, согласно условиям контракта услуги будут оказываться на территории Республики Татарстан;
- Описание объекта закупки содержит обязанность Исполнителя подготовить должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями приказа МВД России от 22 августа 2011 г. N 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны", утратившего силу на момент проведения настоящей закупки;
- Каждый работник Исполнителя должен иметь средства радиосвязи (для 1 кат. опасности) и мобильной связи", тогда как в п. 2.2 указано требование о наличии у сотрудников охраны на объекте охраны радиосвязи и (или) мобильной связи;
- В разделе 2 "Требования к качественным характеристикам услуг" указаны чрезмерные требования, например, о "наличии инспекторской службы". Данное понятие отсутствует в действующем законодательстве, регламентирующем охранную деятельность;
- В п. 3.2 Технического задания к Исполнителю предъявлено требование о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему с приложением списка номерного оружия, разрешенного к хранению и использованию, при этом в извещении в требованиях к участнику в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ требование к наличию разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему отсутствует.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в описании объекта закупки были установлены одни из следующих требований к оказываемым услугам, оспариваемые заявителем жалобы:
"Объем и сроки оказываемых услуг: с 01.08.2023 г. по 31.12.2023 г. Объем оказываемых услуг - 12 часов/сутки (07.00 до 19.00 ч.).
Срок исполнения контракта: с 01.08.2023 г. по 31.12.2023 г.
- не позднее с 07.01 часов (время московское) "01" июля 2023 г. приступить к оказанию услуг по охране объекта (физической);
4.1. Исполнитель должен:
- обследовать объект, подлежащий охране, провести оценку его уязвимости, составить акт обследования объекта охраны в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП (в действующей редакции);
- подготовить должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны в соответствии с требованиями приказа МВД России от 22 августа 2011 г. N 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны";
- заключить договор о взаимодействии с соответствующим территориальным органом МВД России;
- 1.2.7. Иметь средства радиосвязи (для 1 кат. опасности) и мобильной связи, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях объекта охраны между всеми сотрудниками охраны дежурной смены и ответственным работником от администрации объекта охраны по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя);
- 2.4. Наличие у Исполнителя инспекторской службы;
- 3.2. Наличие разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, действующего на момент подачи заявки на участие в конкурсе с приложением списка номерного учета оружия с указанием вида, модели, калибра, серии, номера каждой единицы оружия, разрешенного к хранению и использованию (Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в действующей редакции), пункт 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (в действующей редакции)".
В ходе анализа Комиссией установлено:
Постановление Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП утратило силу 25 апреля 2017.
Кроме того, согласно условиям контракта оказание услуг будет осуществляться на территории образовательных учреждений Альметьевского района Республики Татарстан.
Приказ МВД РФ от 22.08.2011 N 960 "Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны" утратил силу 04.12.2020 в связи с изданием Приказа МВД России от 20.10.2020 N 722, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Кроме того, в настоящее время Министерство внутренних дел РФ не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности. Указанным полномочиями в силу действующего законодательства в настоящее время наделена Росгвардия.
В извещении о проведении закупки не установлено требование к участникам о наличии разрешения на хранение и использование оружия и патронов.
В ходе заседания Комиссии представителем Заказчика было пояснено, что при формировании технического задания были допущены ошибки и опечатки при указании противоречивых сроков выполнения работ, при отсылке на недействующие приказы и постановления и указании необходимости наличия разрешения на хранение и использование оружия и патронов.
Следовательно, в указанной части Заказчиком был признан факт наличия противоречий в размещенных документах извещения.
Относительно требования о наличии средств радиосвязи и мобильной связи представителем Заказчика было разъяснено, что средства радиосвязи и мобильной связи одновременно распространится на работников 1 категории, для работников 2 категории достаточно наличие одного из видов связи на выбор.
С учетом изложенных обстоятельств в совокупности, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя в части указания в объекте закупки противоречивых данных относительно сроков выполнения работ, в части отсылки на недействующие приказы и постановления и указания необходимости наличия разрешения на хранение и использование оружия и патронов.
Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Относительно довода заявителя об отражении в проекте контракта неисполнимых сроков разработки должностной инструкции частного охранника.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 2.1.6. проекта контракта исполнитель обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен 19.07.2023 г.
Следовательно, с учетом законодательно установленных сроков заключения контракта у Исполнителя имеется возможность для разработки должностной инструкции, которая может быть направлена на согласование в момент заключения контракта.
Довод Заявителя признан необоснованным.
4. Относительно довода заявителя о неправильном обосновании НМЦК.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
На основании изложенного, учитывая, что проверка обоснования НМЦК в силу закона отнесена к компетенции органов финансового контроля, Татарстанским УФАС России принято решение о передаче материалов жалобы ООО ЧОО "Центурион" в части проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта на рассмотрение в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
На основании выявленных нарушений в совокупности, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений Уполномоченному органу, Заказчику и Оператору ЭТП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Центурион (вх. N7137/ж от 12.07.2023 г.) на действия уполномоченного органа - исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, заказчика - Управления образования Альметьевского муниципального района Республики при проведении закупки N0111300063223000303 на предмет: "Услуги охраны на объектах образовательных учреждений" обоснованной по доводу 1, по доводу 2 жалобы - обоснованной частично.
2. Признать уполномоченный орган - исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, заказчика - Управление образования Альметьевского муниципального района Республики нарушившими требования части 3 статьи 7, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. В части проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта направить материалы жалобы на рассмотрение в Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии Л.Р. Гиниятуллина
Л.А. Акперова
Г.Р. Курмаева
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 июля 2023 г. N 016/06/42-1024/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023