Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
<__>,
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (ИНН: 8911030484) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 10/р от 20.03.2023 на выполнение работ по устройству наружного освещения внутриквартального проезда 2, 4, улица Нефтяников, поселок Ханымей, цена контракта - 3 756 992,00 рублей, (извещение N 0190300001323000107), с ООО "Гранум" (ИНН 9725096433) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 113-01-14 от 27.06.2023) следует, что 20.03.2023 Стороны заключили муниципальный контракт N 10/Р на выполнение работ по устройству наружного освещения внутриквартального проезда 2, 4, улица Нефтяников, поселок Ханымей (далее Контракт).
Стороны установили сроки выполнения работ по Контракту - с момента заключения муниципального контракта по 15.08.2023.
В соответствии с условиями Контракта, Подрядчик взял на себя обязательство выполнить работы по устройству наружного освещения внутриквартального проезда 2,4, улица Нефтяников, поселок Ханымей в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и Локальным сметным расчетом (Приложение N 3 к Контракту), а Заказчик - принять надлежаще выполненные работы и оплатить их выполнение в соответствии с условиями Контракта.
Согласно предоставленному графику производства работ, Подрядчик обязан приступить к выполнению работ (подготовительные работы, поставка материалом, предоставление паспортов и сертификатов) с 20.03.2023, также на дату решения об одностороннем отказе от исполнения контракта должны быть завершены работы, предусмотренные 1 и 2 этапами графика производства работ. Однако Подрядчик к выполнению работ не приступил на связь с представителями Заказчика не выходит.
В соответствии с ч. 2. ст.715 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 11.2. Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Исполнитель на Уведомление N 089/10/104-523/2023 Ямало-Ненецкого УФАС России объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено Исполнителю на адрес электронной почты Gran2216@mail.ru который указан в Контракте N 10/Р от 20.03.2023 и в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.2 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказ от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
20.03.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 10/Р.
27.06.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.06.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 27.06.2023 является датой надлежащего уведомления Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 10.07.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 10.07.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 20.03.2023.
Срок выполнения работ - с момента заключения контракта по 15.08.2023.
Исполнитель нарушил условия Контракта, к работам по устройству наружного освещения внутриквартального проезда 2, 4, улица Нефтяников, поселок Ханымей в соответствии с условиями Контракта, Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и Локальным сметным расчетом (Приложение N 3 к Контракту) не приступил.
Исполнитель нарушил п. 7.4.2 Контракта, не выполнил требования к организации и выполнению работ (в части составления графика производства работ (далее - график, ГПР), учитывая последовательность, установленную нормативами и правилами для данного вида работ с соблюдением технологического процесса. Так же Исполнитель не представил Заказчику список своих работников, задействованных в работах.
Согласно п. 7.4.12 Контракта Исполнитель обязался в течении 10 рабочих дней с момента заключения Контракта открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства. Лицевой счет не открыт.
На дату расторжения Контракта (07.02.2023) прошло более половины срока, отведенного для выполнения работ по Контракту. Исполнитель не приступил к выполнению работ и не совершил никаких действий по исполнению Контракта.
В адрес Исполнителя заказчик 07.12.2022 и 13.12.2022 направил письма, на которые ответ не поступил. На телефонные звонки и СМС заказчика с просьбой перезвонить абонент не ответил и не перезвонил.
В соответствии с п. 7.1.7.1 Контракта Заказчик имеет право отказаться от исполнения настоящего Контракта и потребовать возмещения убытков если Исполнитель не приступает своевременно к исполнению настоящего Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
27.06.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое разместил в ЕИС.
Исполнитель в десятидневный срок после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и до вступления его в законную силу, не принял мер по устранению нарушений условий контракта.
Невыполнение в данном случае условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исполнитель, принимая на себя в рамках контракта соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Исполнителя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Подрядчик на дату проведения заседания Комиссии не представил доказательства и информацию, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
Подрядчик на телефонные звонки не отвечал, по электронной почте информацию не направил.
На заседание Комиссии контрольного органа Подрядчик своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Доказательств возникновения у Подрядчика каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено. Также не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
На основании изложенного Комиссия считает факт неисполнения Подрядчиком обязательств по контракту установленным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Подрядчиком, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "Гранум" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Гранум" (ИНН 9725096433), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Бушмане Владимире Александровиче (ИНН 500603266727) по обращению МКУ "Управление муниципального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (ИНН: 8911030484) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 10/р от 20.03.2023 на выполнение работ по устройству наружного освещения внутриквартального проезда 2, 4, улица Нефтяников, поселок Ханымей, цена контракта - 3 756 992,00 рублей, (извещение N 0190300001323000107), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Гранум" (ИНН 9725096433), сведений о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Бушмане Владимире Александровиче (ИНН 500603266727) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 19 июля 2023 г. N 089/06/104-523/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023