Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
председатель комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Клевцова А.А. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок. |
При участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Трушаниной Т.А. |
|
представителя ГБПОУ "НТГХИП" (доверенность N31 от 21.07.2023), |
- Мочалова С.А. |
|
директора ООО "Профремстрой". |
осуществив проверку по факту одностороннего отказа ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" (далее также - ГБПОУ "НТГХИП", заказчик) от исполнения контракта, заключенного с ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОФРЕМСТРОЙ" (далее также - ООО "Профремстрой", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Капитальный ремонт защитного сооружения 2 класса ГБПОУ "НТГХиП" по адресу: 603096 г. Н. Новгород, ул. Мокроусова, д.21(АР) (вторая очередь)", номер извещения 0332200052423000003.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту.
Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 13.03.2023 в единой информационной системе и на электронной торговой площадке РТС-тендер размещено извещение по объекту закупки: "Капитальный ремонт защитного сооружения 2 класса ГБПОУ "НТГХиП" по адресу: 603096 г. Н. Новгород, ул. Мокроусова, д.21(АР) (вторая очередь)", номер извещения 0332200052423000003.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 062 599,88 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2023 NИЭА1 ООО "Профремстрой" и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ООО "Профремстрой" по цене 696 002,92 рублей.
3) 03.04.2023 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно разделу 1 Контракта определен его предмет:
"1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по капитальному ремонту защитного сооружения 2 класса ГБПОУ "НТГХиП", по адресу: 603096 г. Н. Новгород, ул. Мокроусова, д.21(АР) (вторая очередь), (далее - Работы), в соответствии с приложением N 1 (Локальный сметный расчет), являющийся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.2. Место проведения работ: здание Учебного корпуса ГБПОУ "Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства", расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Мокроусова, д.21".
Согласно пункту 4.1. Контракта - 4.1. срок выполнения работ: в течении 45 (сорока пяти) рабочих дней с даты, следующей за датой заключения контракта. Исполнитель при исполнении контракта по согласованию с Заказчиком имеет право досрочно выполнить работы и сдать объект Заказчику.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее:
06.07.2023 заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 06.07.2023.
Согласно Решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 06.07.2023, заказчик принял данное решение на основании следующего:
"В соответствии с п. 4.1. Контракта срок выполнения работ: в течении 45 (сорока пяти), следующей за датой заключения контракта, то есть до 08.06.2023 г.
08.06.2023 г. Заказчиком была проведена предварительная экспертиза результатов, предусмотренная контрактом N 1 от 08.06.2023 г. на которой присутствовал представитель исполнителя. В ходе проведения экспертизы было установлено, что исполнитель выполнил работы, предусмотренные локальным сметным расчетом N 137-11-22 (Приложение N 1 к Контракту) частично.
09.06.2023 г. на сайте единой информационной системе https://zakupki.gov.ru/ в блоке документы электронного актирования Исполнитель разместил пакет документов о частично выполненных работах с предложением принять и оплатить выполненные работы, а так же о расторжении контракта по обоюдному соглашению сторон.
13.06.2023 г. Заказчиком была проведена экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, в ходе которой экспертами блоо установлено нарушение требований контракта:
- Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная: по штукатурке потолков - не выполнена;
- Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная: по штукатурке стен - не выполнена;
- Окраска масляными составами ранее окрашенных больших металлических поверхностей (кроме крыш): за два раза - выполнена частично;
- Ошибки в составлении документов о приемке выполненных работ.
13.06.2023 г. Заказчиком было направлено письмо об отказе в приемке выполненных работ и устранении ошибок и замечаний.
15.06.2023 г. на сайте единой информационной системе https://zakupki.gov.ru/ в блоке документы электронного актирования Исполнитель разместил повторный пакет документов о частично выполненных работах на сумму 392 276,77 руб. (Триста девяносто две тысячи двести семьдесят шесть рублей 77 копеек).
16.06.2023 г. Заказчиком была проведена экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, в ходе которой экспертами было установлено нарушение требований п. 1.1., п.4.1. контракта N 24-23 от 03.04.2023 г., а именно Исполнитель не выполнил в полном объеме в срок до 08.06.2023 г. следующие виды работ:
- Окраска водно-дисперсионнъши акриловыми составами улучшенная: по штукатурке потолков (п.2, п.З, п.4 локально сметного расчета (сметы) N 137-11-22);
- Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная; по штукатурке стен (п.5, п.6, п.7 локально сметного расчета (сметы) N 137-11-22);
- Окраска масляными составами ранее окрашенных больших металлических поверхностей (кроме крыш): за два раза (п.8 локально сметного расчета (сметы) N 137-11-22). 19.06.2023 г. Заказчик направил в адрес Исполнителя Претензию "о невыполнении обязательств по контракту N 24-23 от 03.04.2023 г. в полном объеме, согласно локально сметного расчета N 137-11-22 (Приложение N 1 к контракту)" с окончательный срок выполнения работ - 10 (десять) рабочих дней с даты поступления претензии, то- есть до 03.07.2023 г. 26.06.2023 г. Заказчик принял частично выполненные работы на сумму 392 276,77 руб. (Триста девяносто две тысячи двести семьдесят шесть рублей 77 копеек) и произвел оплату по платежному поручению N 455 от 27.06.2023 г. Стоимость не исполненных обязательств по контракту составляет: 303 726,15 руб. (Триста три тысячи семьсот двадцать шесть рублей 15 копеек). 04.07.2023 г. Заказчиком была проведена экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, в ходе которой экспертами было установлено нарушение требований п. 1.1., п.4.1. контракта N 24-23 от 03.04.2023 г., а именно Исполнитель не выполнил в полном объеме и в срок следующие виды работ:
- Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная: по штукатурке потолков (п.2, п.З, п.4 локально сметного расчета (сметы) N 137-11-22);
- Окраска водно-дисперсионными акриловыми составами улучшенная; по штукатурке стен (п.5, п.6, п.7 локально сметного расчета (сметы) N 137-11-22);
- Окраска масляными составами ранее окрашенных больших металлических поверхностей (кроме крыш): за два раза (п.8 локально сметного расчета (сметы) N 137-11-22).
В адрес Исполнителя была направлена Претензия "О не исполнении обязательств по контракту".
Таким образом обязательства по контракту N 24-23 от 03.04.2023 г., согласно локально сметного расчета N 137-11-22 (Приложение N 1 к контракту) Исполнителем выполнены не в полном объеме".
Из пояснений представителя общества следует, что в процессе выполнения Контракта обнаружена необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных локально-сметным расчетом, о чём был уведомлен Заказчик (исх. N15/23 от 05.04.2023).
Вместе с тем Заказчиком в адрес общества направлены письма N111 от 03.05.2023, N130 от 19.05.2023 о необоснованности дополнительных работ.
Исполнитель письмом N 27/23 от 18.05.2023 направил уведомление Заказчику о проведении досудебной экспертизы для разрешения спорной ситуации, однако участники проведения экспертизы не были допущены на объект.
Также, из пояснений представителя общества следует, что Заказчику было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон, на что общество получило отказ.
06.07.2023 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 06.07.2023.
Вместе с тем согласно данным Единой информационной системы, стоимость исполненных обществом обязательств составляет 392 276,77 руб.
Также на заседании Комиссии установлено, что общество имело умысел исполнить контракт в полном объеме и выполняло предусмотренные контрактом работы.
Вместе с тем представитель заказчика на Заседании Комиссии Нижегородского УФАС России не настаивала на включение сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств.
06.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 06.07.2023 (дата размещения в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт расторгнут заказчиком - 18.07.2023.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Учитывая направленность воли общества и объем исполненных обязательств, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Профремстрой" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно.
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об обществе, в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные ГОСУДАРСТВЕННЫМ БЮДЖЕТНЫМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕХНИКУМ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА" об ООО "Профремстрой", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
О.Ю. Швецова
|
Члены комиссии: |
|
М.В. Ветров
|
|
|
С.В. Ражев
|
Исп.Ражев С.В.
тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 25 июля 2023 г. N РНП 52-189-23-СВ
по
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023