Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 30.05.2023 N 125/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Смирновой М.Г." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителей уполномоченного учреждения ОГКУ "Центр закупок" - (по доверенности), (по доверенности), Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области - (по доверенности), в отсутствие представителей заказчиков, заявителя ИП Смирновой М.Г. (о времени и месте заседания Комиссии надлежаще уведомлены), рассмотрев жалобу ИП Смирновой М.Г. на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения на 2024 г." (N закупки 0826500000923004767), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Смирновой М.Г. на положения извещения при проведении электронного аукциона "Поставка медицинских изделий Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения на 2024 г." (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что позиции 2, 6 и 11 Приложения N 1 ("Описание объекта закупки") по совокупности характеристик прописаны под единственного производителя "Вилл Фарма БВ", Нидерланды, не имеющем аналогов, что влечет за собой нарушение антимонопольного законодательства РФ и ограничение конкуренции при проведении Электронного аукциона.
Заказчик, уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ИП Смирновой М.Г., с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Смирновой М.Г., возражения заказчика, уполномоченного учреждения, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.07.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения на 2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 722 490 рублей 00 копеек.
На момент рассмотрения жалобы ИП Смирновой М.Г. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки" (Приложение N1 к Электронному аукциону), размещенном в составе извещения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование, а также при осуществлении закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, в том числе осуществлять использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных выше норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования закупаемого товара.
При указанных обстоятельствах извещение об осуществлении Электронного аукциона в соответствующей части должно быть разработано исходя из потребностей заказчиков в товаре, необходимом для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации с учетом вышеизложенных критериев.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа показатели сформированы на основании потребностей Заказчика в соответствующих товарах с учетом анализа рынка медицинских изделий, которые удовлетворяют требованиям качества и безопасности запрашиваемой продукции, предъявляемым к клинической деятельности Заказчика для оказания медицинской помощи, в строгом соответствии с действующим законодательством в сфере закупок, а также с учетом Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым установлен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, а также предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Все характеристики, установленные в Приложение N1 ("Описание объекта закупки") являются значимыми для Заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правила использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию.
Заказчиком при описании объекта закупки по пунктам 2, 6, 11 применен код КТРУ "32.50.50.190-00000313 - Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения".
Как отметил Заказчик и уполномоченный орган в письменных возражениях, закупка средства гемостатического на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающегося обусловлена его потребностью для хирургических вмешательств в нейрохирургии, хирургического лечения на органах брюшной полости, при ушивании травматических повреждений паренхиматозных и полых органов, резекции поврежденных частей органов. Таким образом, установленные диапазоны размера закупаемого товара подобраны в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур и является одним из определяющих факторов при выборе гемостатического материала, поскольку площадь материала напрямую связана с площадью покрытия кровоточащей поверхности и объемом впитывания крови.
Довод Заявителя о том, что позиции 2, 6 и 11 Описания объекта закупки по совокупности характеристик прописаны под единственного производителя "Вилл Фарма БВ", Нидерланды, опровергается представленными Заказчиком в материалы дела сведениями о наличии товара нескольких производителей на территории РФ, подходящих под описание объекта закупки по вышеуказанным пунктам, а именно:
1) "Вилл Фарма БВ", Нидерланды, Will Pharma BV, Wilgenlaan 5, Zwanenburg, 1161 JK, Netherlands РЗН 2016/5008 от 06.12.2021
2) "Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх. Ихр. Сан. ве Тик. Лтд. Сти.", Турция, Altaylar Medikal Tbbi Malzemeleri
n
aat Tekstil Gida
th.
hr. San. ve Tic. Ltd.
ti., Malik
y Mahallesi Ba
kent Osb 19. Cadde No:54 Sincan, Ankara, Turkey, РЗН 2023/20299 от 26.05.2023.
Дополнительно Заказчиком направлен запрос в адрес представителя на территории РФ медицинского изделия ООО "НаноМедикал Групп", Россия производителя "Вилл-Фарма Б.В.", Нидерланды, с вопросом, обращалась ли ИП Смирнова М.Г. за получением коммерческого предложения на медицинские изделия, указанные в жалобе, по пунктам 2, 6, 11 Приложения N1 (Описание объекта закупки) (копия письма N3-14/2779 от 14.07.2023 представлена в материалы дела).
Согласно ответу представителя на территории РФ медицинского изделия ООО "НаноМедикал Групп", Россия производителя "Вилл-Фарма Б.В.", Нидерланды, запросов о получении коммерческого предложения на указанные в запросе позиции для принятия участия в электронном аукционе от ИП Смирновой М.Г. не поступало (копия письма N0714-1/2023 от 14.07.2023 представлена в материалы дела).
В устных и письменных пояснениях представитель уполномоченного органа отметил, что Заявитель не предоставил информацию, подтверждающую довод о том, что лишен права приобрести товар, соответствующий потребностям Заказчика. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявитель участия в заседании Комиссии не принимал, доказательств, опровергающих доводы Заказчика не представил.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Смирновой М.Г. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 20 июля 2023 г. N 031/06/106-503/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2023