Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России)
рассмотрев обращение МБУ "Тюменьгормост" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Подразделение транспортной безопасности "Защита" в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.06.2023 на оказание услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры г.Тюмени от актов незаконного вмешательства,
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о контрактной системе) 18.07.2023 поступило обращение МБУ "Тюменьгормост" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Защита".
Исследовав материалы дела, заслушав представителя учреждения, общества исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела МБУ "Тюменьгормост" (далее также-Заказчик) по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300000523000466 ) на оказание услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры г.Тюмени от актов незаконного вмешательства с победителем указанной закупки - обществом с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Защита" заключен муниципальный контракт от 27.06.2023 на сумму 6 550 886,40 рублей рублей, при начальной (максимальной) цене контракта- 10 235 760,00 рублей. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 36 %.
Согласно п. 1.1 контракта Исполнитель обязался оказать услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры г.Тюмени от актов незаконного вмешательства согласно расчету стоимости услуг (Приложение N1 к Контракту), Техническому заданию на оказание услуг по защите объектов транспортной инфраструктуры г. Тюмени от актов незаконного вмешательства (далее - Техническое задание) (Приложение N 2 к Контракту), (далее - услуги), а Заказчик обязался принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Объем услуг был указан в Приложениях NN1,2 к Контракту.
Пунктом 3.1 контракта определен срок оказания услуг:
1 этап: с 01.07.2023 по 31.07.2023
2 этап: с 01.08.2023 по 31.08.2023
3 этап: с 01.09.2023 по 30.09.2023
4 этап: с 01.10.2022 по 31.10.2023
5 этап: с 01.11.2023 по 30.11.2023
6 этап: с 01.12.2023 по 31.12.2023
Услуги оказываются поэтапно в течение сроков, установленных п.3.1 контракта, согласно Графику оказания услуг (Приложение N 3 к контракту) (п.3.2 контракта)
Место оказания услуг: г.Тюмень (адреса объектов указаны в Приложении N 2 к контракту) (п.3.3 контракта):
- путепровод по ул. Республики через ул. 50 лет Октября у завода "Электрон";
- путепровод через ул. Госпаровская в створе ул. Профсоюзная;
- мост через протоку озеро Алебашево в створе ул. Профсоюзная;
- путепровод через ул. Республики по ул. Пермякова;
- мост через Парфеновскую протоку в створе ул. Щербакова;
- мост через реку Тура в створе ул. Профсоюзная;
- путепровод через железнодорожную магистраль в створе ул. Мельникайте;
- путепровод через железнодорожную магистраль в створе ул. Пермякова;
- путепровод через железнодорожную магистраль в створе ул. М. Тореза;
- путепровод по ул. Первомайской;
- мост через р. Тура в створе ул. Челюскинцев;
- эстакада на пересечении ул. Ставропольская - ул. Мельникайте.
Пунктом 5 Технического задания определен перечень и объём оказываемых услуг для Исполнителя, а именно:
Ежедневное круглосуточное (24 часа в сутки) патрулирование ОТИ, указанных в Техническом задании, с целью защиты от совершения или подготовки к совершению АНВ, выявления нарушителей, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зоны транспортной безопасности; контроль за соблюдением установленного пропускного и внутриобъектового режимов на территории ОТИ Заказчика, в порядке, установленном приказами МБУ "Тюменьгормост" "Об утверждении организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры".
Количество выездов по утвержденному в п.5.8 технического задания маршруту - 3 раза в сутки с равными перерывами между выездами.
Ежедневный круглосуточный (24 часа в сутки) мониторинг, управление инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности ОТИ Заказчика с помощью автоматизированного рабочего места оператора (далее - АРМ), выявление нарушителей, а также подготовку к совершению или совершение актов незаконного вмешательства путем непрерывного контроля не менее чем 4 работниками сил обеспечения транспортной безопасности данных (информации), эксплуатационных и функциональных показателей технических средств обеспечения транспортной безопасности.
АРМ установлено на единый пункт управления системами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры МБУ "Тюменьгормост" (далее - ЕПУ) и представляет собой программно-аппаратный комплекс, подключающийся по сети Ethernet к серверу системы сбора и обработки информации и осуществляющий вывод информации о состоянии ОТИ на устройства отображения (мониторы). ЕПУ размещается по адресу нахождения Заказчика.
Как пояснил представитель МБУ "Тюменьгормост" к оказанию услуг общество с 01.07.2023 не приступило, в связи с чем 01.07.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя было напралено письмо о незамедлительном выполнении обязательств по контракту.
02.07.2023 общество с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Защита" к оказанию обязательств по контракту не приступило, в связи с чем МБУ "Тюменьгормост" вновь направило в адрес Исполнителя письмо о необходимости сообщения обстоятельсв, препятствующих исполнению обязательств по контракту.
03.07.2023 в адрес Заказчика от общества поступило письмо из которого следовало, что часть сотрудников расторгло трудовые договора с обществом, что повлекло несвоевременное выполнение обязательств по контракту со стороны Исполнителя, при этом общество принимает меры для скорейшего устранения нарушений.
04.07.2023 МБУ "Тюменьгормост" направлено письмо в адрес Исполнителя в котором указло, что ни одна дежурная смена и ГБР не приступили к выполнению своих обязательств по контракту, осозновая всю серьезность и важность поставленных перед Исполнителем задач, в ракмках заключенного контракта, необходимо устранить нарушения оказываемых услуг немедленно. В письме Заказчик также указал, что МБУ "Тюменьгормост" не препятствует оказанию услуг по контракту, а напротив, ежедневно просит общество незамедлительно приступить к выполнению обязательств по контракту. Причиной невыполнения обязательст по контракту является отсутствие необходимого количества сотрудников у Исполнителя, содействие же со стороны Заказчика в решении такого вопроса невозможно. В связи с чем Заказчик требует приложить все силы и средства и немедленно приступить к выполнению обязанностей по контракту.
04.07.2023 2023 ООО "Подразделение транспортной безопасности "Защита" направило в адрес заказчика письмо в котором гарантировало приступить к оказанию услуг не позднее 10.07.2023.
Учитывая характер услуг предусмотренных контрактом, невыполнение обществом обязательств по контракту, возможной угрозе безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, безопасности жизни и здоровья людей, имущества и материальных ценностей, возможности угрозы проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности, преодоления любыми лицами контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры без соблюдения условий допуска, а также возможности захвата таковых, угрозу взрыва, размещения или попытки размещения на ОТИ взрывных устройств и иных запрещенных к провозу/перемещению предметов и веществ МБУ "Тюменьгормост" 05.07.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.07.2023 в адрес Закащзчика от общества поступило письмо из которого следовало, что ранее общество сообщало о ситуации с кадровым составом организации; общество рассматривает вопрос об обучении вновь прибывших работников, однако, этот процесс длительный и только через два-три месяца работник сможет приступить к оказанию услуг и соответствовать требованиям контракта. Принимая во внимание всю сложность ситуации, в том числе противодействие с которым приходится сталкиваться и невозможность в кратчайшие сроки приступить к исполнению обязательств, общество просит рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
18.07.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя об отказе в расторжении контракта по солгащению сторон, поскольку обществом не было предоставлено доказательств наступления непреодолимой силы, препятствующей выполнению условий контракта.
Как отметил представитель Заказчика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вступило в законную силу 18.07.2023, ООО "Подразделение транспортной безопасности "Защита" к оказанию услуг по кнтракту так и не приступило, каких-либо препятствий со стороны Заказчика для исполнения обществом обязательст по контракту не устанавливолось.
В свою очередь представитель общества предоставил письменные пояснгения (письмо исх. N 18-07/23Пр от 20.07.2023) относительно не исполнения обязательств по контракту, которые Комиссией антимонопольного органа приобщены к материалам дела. Указал, что общество принимая решение об участии в аукционе на оказание защиты объектов транспортной инфраструктуры было укомплектовано штатным составом, позволяющим оказывать услуги своевременно и в полном объеме. Однако, в связи с отбытием добровольцами в рамках Специальной военной операции нескольких работников Исполнитяля, направление которых было запланировано для осуществления защиты объекта по контракту (приказт N 9 от 14.06.2023, приказ N 13 от 19.06.2023, приказ N 14 от 30.06.2023, приказ N 9 от 30.09.2023) поставило общество в затруднительное положение, которое вызвало риск просрочки исполнения обязательств по контракту, о чем был уведомлен Заказчик письмом от 02.07.2023 исх.N 01/07/23.
Сложившиеся обстоятельства вынудили Исполнителя искать в срочном порядке замену убывшим работникам среди своего кадрового состава.
Исполнитель, понимая всю сложность ситуации, предпринял попытки поиска работников в регионе места нахождения объекта и готов был принять на работу новых сотрудников. Проведя собеседование с 12-ю соискателями, получив их согласие на трудоустройство общество направило Заказчику запрос на получение разовых пропусков, однако, соискатели, ранее давшие согласие работать в организации Исполнителя внезапно отказались от оформления трудовых отношений, перестали выходить на связь, и к согласованному времени не явились с документами для оформления. Исполнитель, также учитывая возможность привлечения к оказанию услуг, предусмотренных контрактом, сторонних организаций обратился за помощью к компаниям-партнерам, с просьбой оказать содействие в решении вопроса. Расчитвая на помощь партнеров и будучи увероенным в их согласии, Исполнитель направил Заказчиику письмо от 04.07.2023, в котором сообщал о готовности оказать услуги с 10.07.2023.
Заказчик, зная о сложившейся ситуации, воспользовавшись положением Исполнителя, стремительно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, представитель общества отметил, что ООО "Подразделение транспортной безопасности "Защита" является добросовестным участником рынка в сфере защиты объектов транспортной инфраструктуры с 2017 года, обладает положительным опытом исполнения государственных контрактов, намерений уклонится от исполнения обязательств по контракту не имело.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 Гражданского кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее (ч. 1 ст. 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 3 статьи 450 ГК РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В пункте 11.2 контракта содержится условие о праве заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе было направлено заказчиком в адрес Подрядчика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок 05 июля 2023 года и получено им в этот же день.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 05 июля 2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 18 июля 2023 года.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При этом основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные основания и дата (вступление в силу) решения о расторжения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, общим критерием при определении вины лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Исполнитель принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Материалами дела установлено, что к выполнению обязательства по контракту Исполнитель не приступил, услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры г.Тюмени от актов незаконного вмешательства не оказаны, что свидетельствует о существенном нарушении условий контракта со стороны общества.
В соответствии с п. 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Обстоятельство, на которые указал Исполнитель, а именно кадровые проблемы, относится к категории предпринимательского риска и не свидетельствует о возможности освобождения от применения к нему мер ответственности за допущенное нарушение правовых норм.
Общество ссылаясь на то, что Заказчик чинил препятствия к оказанию услуг по контракту, доказательств тому не предоставил, заказчик же данный факт отрицал, более того в направленных обществом письмах в адрес Заказчика данное не указывается.
Довод общества относительно преждевременного принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия считает несостоятельным, учитывая особый характер оказываемых услуг, необходимость непрерывной защиты критически значимой транспортной инфраструктуры. В рассматриваемом случае Заказчик оказался в ситуации когда объекты транспортной инфраструктуры не охранялись в связи с чем и был вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью устранения сложившейся ситуации. Более того после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у Исполнителя было 10 дней для того чтобы приступить к исполнению контракта и устранить сложившуюся ситуацию, чего так сделано и не было.
При этом Комиссия считает возможным отметить, что в поведении общества прослеживается непоследовательная позиция по исполнению контракта, так первоначально общество гарантировало приступить к оказанию услуг, затем обратилось к заказчику с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В свою очередь, что неисполнение договорных обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получает того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права Заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре (контракте), а также нарушает публично-правовой порядок.
Учитывая изложенное, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что данные обстоятельства однозначно свидетельствуют о недобросовестном поведении Исполнителя в рамках исполнения контракта на оказание услуги по защите объектов транспортной инфраструктуры г.Тюмени от актов незаконного вмешательства. При этом, достоверных и документально подтвержденных доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг, предусмотренных контрактом в материалы дела не предоставлено.
Комиссией в ходе внеплановой проверки установлено, что заказчик выполнил все мероприятия о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в действиях Исполнителя установлена недобросовестность при исполнении муниципального контракта.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные МБУ "Тюменьгормост" о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в отношении общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Защита" (ИНН 2320252561, КПП 232001001, генерального директора Слонько Владимира Юрьевича, ИНН 772648551333) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 июля 2023 г. N РНП-72-103/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023