Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - врио заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" (далее ГБУ РС (Я) "Якутская база авиационной охраны лесов", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заинтересованного лица общество с ограниченной ответственностью "Марден групп" (далее - ООО "Марден групп", заинтересованное лицо, исполнитель): _. (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи сведения, представленные заказчиком Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" об участнике закупки, Общество с ограниченной ответственностью "Марден групп" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на услуги по тушению пожаров (изв. N 0816500000623004749), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГБУ РС (Я) "Якутская база авиационной охраны лесов", об участнике закупки ООО "Марден групп" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по стапельным местам (изв. N 1200700011521000003), в связи ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.
Из устных письменных пояснений заинтересованного лица следует, что ООО "Марден групп" предпринимало все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 22.03.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623004749 на услуги по тушению пожаров.
2) Способ определения поставщика - Электронный аукцион.
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 19 352 824,14 рублей.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2023 заявка ООО "Марден групп" признана соответствующим требованиям извещения и победителем.
5) 18.04.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт на сумму 19 256 060 (Девятнадцать миллионов двести пятьдесят шесть тысяч шестьдесят) рублей 02 копейки (реестровый номер контракта N 2143518405923000074).
6) 05.07.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
7) 17.07.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Марден групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
18.04.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется выполнить работы по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, на территории земель лесного фонда Республики Саха (Якутия) в 2023 году (далее - Работы).
1.2. Работы направлены на предотвращение развития чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и включают в себя:
- обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;
- доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;
- локализацию лесного пожара;
- ликвидацию лесного пожара;
- наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;
- предотвращение возобновления лесного пожара.
1.3. Работы выполняются в соответствии с требованиями, предусмотренными Техническим заданием на выполнение Работ на территории земель лесного фонда Республики Саха (Якутия) в 2023 году, Приложение N 1 к Контракту (далее - Техническое задание).
1.4. В Работы не включаются выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара, осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара, которые осуществляются уполномоченными организациями в рамках доведенного государственного задания и выполняются за счет средств субсидий на выполнение государственного задания.
1.5. Работы выполняются Исполнителем на основании заявок Заказчика на выполнение Работ на территории земель лесного фонда Республики Саха (Якутия) в 2023 году (далее - Заявка), форма Заявки - Приложение N 2 к Контракту.
1.6. Заказчик в свою очередь обязуется создать Исполнителю необходимые условия для выполнения Работ, принять и оплатить надлежащим образом выполненные Работы в соответствии с условиями Контракта."
Согласно разделу 6 "Права и обязанности Исполнителя" контракта установлено следующее:
"6.1. Исполнитель обязуется:
6.1.1. Выполнить Работы, установленные разделом 1 настоящего Контракта.
6.1.2. Обеспечить организацию сбора команд своих работников, а также передачу их Заказчику во временное оперативное подчинение.
6.1.3. Обеспечить готовность своих работников к выполнению Работ.
6.1.4. Обеспечить страхование своих работников, направляемых к местам выполнения Работ, от несчастного случая, а также вакцинацию против клещевого энцефалита.
6.1.5. Представить поименный список своих работников, направляемых к местам выполнения Работ, с указанием должности, допусков к видам Работ.
6.1.6. Предоставлять Заказчику Акты приемки выполненных работ с приложением Сводных ведомостей затрат.
6.1.7. По требованию Заказчика за свой счет устранить недостатки, допущенные при выполнении Работ, в соответствии с пунктом 5.3. настоящего Контракта, согласовав с Заказчиком способ и время дополнительных Работ.
6.1.8. Нести ответственность за качество Работ по настоящему Контракту."
Согласно разделу 14 "Прочие условия" контракта установлено следующее:
"14.1. Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 31 декабря 2023 года."
Комиссией Якутского УФАС России установлено, что заказчиком 23 июня 2023 года исполнителю направлена заявка о необходимости обеспечения прибытия работников в количестве 30 человек, в том числе 10 парашютистов-пожарных, 20 десантников - пожарных в пункт временной дислокации по адресу: г. Якутск, ул. Пионерская, д. 9, до 26 июня 2023 года.
При этом, заинтересованное лицо в указанный в заявке срок 26 июня 2023 года организацию сбора команд своих работников, а также передачу их Заказчику во временное оперативное подчинение не обеспечил. Вместе с тем, письмом от 26 июня 2023 года N 665 представил список работников из 20 человек которые будут привлечены к выполнению работ, также сообщил о том, что ООО "Марден групп" сообщил о готовности выполнить контракт в соответствии с внутренним распорядком учреждения заинтересованного лица в период с 10.07.2023 года по 11.09.2023 года.
27 июня 2023 года заказчиком в связи с изложенным в адрес заинтересованного лица была направлена претензия об обеспечении исполнения заявки в срок до 29 июня 2023 года и о выплате штрафа в размере 962 803,00 рублей, на который заинтересованным лицом 29.07.2023 года было представлено возражение о несогласии с доводами заказчика.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 13 "Порядок расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"13.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения данного вида обязательства.
13.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
05.07.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 05.07.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 05.07.2023 г.
05.07.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 17.07.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
18.04.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен государственный контракт.
23.07.2023 г. исполнителю направлена заявка о необходимости обеспечения прибытия работников в количестве 30 человек, в том числе 10 парашютистов-пожарных, 20 десантников - пожарных в пункт временной дислокации по адресу: г. Якутск, ул. Пионерская, д. 9, до 26 июня 2023 года.
26.07.2023 г. заинтересованным лицом заказчику представлен ответ N 665 со списком работников из 20 человек, которые будут привлечены к выполнению работ, о готовности выполнить контракт в соответствии с внутренним распорядком учреждения заинтересованного лица в период с 10.07.2023 г. по 11.09.2023 г.
27.07.2023 г. заказчиком направлена претензия об обеспечении исполнения заявки от 23.07.2023 г. в срок до 29.07.2023 г. и о выплате штрафа в размере 962 803,00 рублей.
29.07.2023 г. было представлено возражение о несогласии с доводами заказчика.
05.07.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
17.07.2023 г. контракт расторгнут.
Как следует, из пояснений лиц участвующих в деле заказчик неоднократно обращался в адрес заинтересованного лица о предоставлении следующих сведений:
- численности работников парашютно-десантной пожарной службы (ПДПС) укомплектованных инструкторами ПДПС (включая старших), инструкторами парашютно-пожарных команд (ППК) и десантно-пожарных команд (ДПК), парашютно-пожарных и десантно-пожарных групп (ППГ и ДПГ);
- подтвердить наличие у работников ПДПС действующих свидетельств специалистов ПIДПIС со сроком окончания не менее 150 суток на момент прибытия в распоряжение ГБУ "Авиалесоохрана", а также подтвердить наличие страховки работников ПДПС от несчастных случаев и доказательства прививки от клещевого энцефалита;
- подтвердить готовность к выполнению спусков с вертолетов и прыжков с самолета, представить сведения о наличии исправных и укомплектованных средств десантирования работников ПДПС, таборного имущества и противопожарного оборудования - парашютных систем, в том числе грузовых парашютов, спусковых устройств с указанием их марки, типа и сроков эксплуатации;
- подтвердить, что все работники ПДПС перед пожароопасным сезоном прошли обязательную медицинскую комиссию, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.01.2021 г. N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательного медосмотра...", и иметь на руках заключение предварительного медицинского осмотра;
- предоставить заключение врачебной комиссии по обязательному психиатрическому освидетельствованию, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ N 342 от 20.05.2022 г.
- обеспечить наличие инвентаря и оборудования указанного в разделе 2 технического задания.
Следует отметить, что по условиям контракта установлены требования к персоналу, по лесопожарному оборудованию и таборному снаряжению исполнителя, также порядок выполнения работ, вместе с тем, контрактом обязанность по предоставлению заинтересованным лицом указанных сведений не предусмотрено, также формулировка "Исполнитель выделяет по Заявке Заказчика работников Исполнителя, не занятых на выполнении работ по предупреждению чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров или ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров." в приложении N1 к контракту устанавливает неоднозначные условия контракта, которые позволяют и заказчику и исполнителю толковать её на своё усмотрение, создавая разногласия при исполнении контракта. Заинтересованным лицом Комиссии Якуского УФАС России представлены договора с работниками исполнителя с перечнем оборудования каждого работника для выполнения работ.
Из представленных заказчиком документов установлено, что Указом N 2922 от 30.06.2023 г. на территории Республики Саха (Якутия) введен режим повышенной готовности на территории РС (Я), Указом N 2923 от 03.07.2023 г. введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, возникшей вследствие пожаров на территории РС (Я), Распоряжением N 218-р от 29.06.2023 г. введен режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, возникшей вследствие пожаров на территории Усть-Майского улуса (района).
Комиссией установлено, что в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "Марден групп" не имеется.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутская база авиационной охраны лесов" об участнике закупки, Общество с ограниченной ответственностью "Марден групп" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на услуги по тушению пожаров (изв. N 0816500000623004749) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _.
Члены Комиссии _.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 июля 2023 г. N 014/06/104-1144/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2023