Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 11.05.2023 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0845500001023000065 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку прицепов (с НМЦК 381 000,00 рублей).
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0845500001023000065 от 05.06.2023 (далее - Контракт) на сумму 367 095,00 рублей.
Из обращения, направленного Заказчиком в Ленинградское УФАС России, следует, что 05.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 24.07.2023 в 09:30 в формате видеоконференцсвязи.
Однако, в связи с необходимостью дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, заседание продолжилось 26.07.2023 в 09:20.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.1 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Из обращения Заказчика следует, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе 05.07.2023 в связи с тем, что передаваемые Участником товары (прицепы) не соответствовали техническим характеристикам Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС России принимает данную позицию Заказчика, однако также исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств и нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, внимательно ознакомилась с Контрактом, в соответствии с п. 1.1 которого Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно Заказчику прицеп по наименованиям, в количестве, ассортименте и качестве согласно Спецификации (Приложение N 1) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется обеспечить его оплату.
По Контракту:
- 1.2. Поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с требованиями Контракта, а также в соответствии с техническими регламентами, стандартами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативами, являющимися обязательными в отношении данного вида товара в соответствии с законодательными и подзаконными актами, действующими на территории Российской Федерации на дату поставки и приемки товара (каждой партии товара).
- 4.1. Поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 10 (Десяти) календарных дней с даты заключения Контракта. Поставка осуществляется в рабочие дни (понедельник-пятница) в период с 9:00-18:00 (по местному времени Заказчика).
Согласно п. 5.1. Контракта Поставщик в срок, указанный в разделе 4 Контракта, при поставке товара должен передать Заказчику следующие документы на русском языке:
технический паспорт (паспорт производителя) на каждую единицу товара;
сертификат соответствия или декларацию о соответствии;
товарные накладные;
акты сдачи-приемки товара;
счет;
счет-фактуру (при необходимости).
Далее по п. 5.6. в срок не позднее 20 (Двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, Заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии) осуществляет одно из следующих действий:
(а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;
(б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
На основании п. 5.7. Контракта для проверки предоставленных Поставщиком товаров, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
На основании п. 13.1. Контракт 13.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Приложениями к Контракту являются:
Приложение N 1 - Спецификация.
Приложение N 2 - Описание объекта закупки.
В таблице N1 Описания объекта закупки Приложения N2 Контракта предусмотрено, что Заказчику необходим:
N |
Наименование |
Кол-во, шт. |
Адрес поставки |
1. |
Прицеп КТРУ: ОКПД2: 29.20.23.111 |
2 |
ЛОГКУ "Дирекция ООПТ ЛО", адрес: Ленинградская обл., м. р-н Выборгский, с.п.Красносельское, тер.Стрельцовская, д.3 |
В таблице N2 Описания объекта закупки Приложения N2 Контракта предусмотрены характеристики:
N п/п |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых не могут изменяться |
Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, значения которых могут изменяться |
|
Наименование показателя (ед. изм.) |
Значение (*Заполняется на основании предложения победителя, в соответствии представленной заявкой) |
||
1. 1 1 |
Тип базовой машины: легковой автомобиль Вид прицепа: Для перевозки снегохода Борта прицепа: наличие Рессоры: наличие Пластиковая крышка: наличие Запасное колесо: наличие Кронштейн для запасного колеса: наличие Опорное колесо: наличие |
Длина, мм |
3584 |
Ширина, мм |
1847 |
||
Высота, мм |
765 |
||
Полная масса, кг |
745 |
||
Масса снаряженного прицепа, кг |
265 |
||
Дорожный просвет, мм |
250 |
||
Полная масса, тонна |
0,745 |
||
Количество осей, шт. |
1 |
||
Тип колеса, r (дюймов) |
13 |
||
Колея колес, мм |
1640 |
||
Год выпуска, год |
2023 |
||
Высота бортов, мм |
380 |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает, что стороны начали взаимодействие сразу после подписания Контракта в следующей хронологии.
05.06.2023 стороны заключили Контракт.
16.06.2023 от имени Поставщика в ЛОГКУ "Дирекция ООПТ ЛО" был представлен товар.
20.06.2023 Заказчиком в ЕИС размещен мотивированный отказ, с указанием того, что товар не соответствует техническим требованиям, изложенным в описании объекта закупки (Приложение N2 к Контрактам).
В связи с указанными обстоятельствами, Заказчик отказал в приемке товара и подписании документов о приемке, размещенных в ЕИС сроков устранения нарушений, а также возможном расторжении Контракта в случае их не устранения, были размещены в ЕИС.
21.06.2023 от Поставщика поступило письмо (исх.N34 от 19.06.2023) с требованием организовать повторную приемку товара и компенсировать расходы, связанные с необходимостью повторной транспортировки товара.
22.06.2023 Заказчиком направлен ответ исх.N Д01-712/23 с предложением в соответствии с действующим законодательством устранить указанные в мотивированном отказе.
23.06.2023 Поставщиком направлено письмо Заказчику исх.N37 о несогласии с заключением Заказчика и требованиям организовать повторную приемку товара.
29.06.2023 от Поставщика поступило письмо (исх.N42 от 28.06.2023) с аналогичными требованиями и намерением обратиться в суд.
30.06.2023 Заказчиком принято решение о создании приемочной комиссии и назначении ответственных лиц за проведение экспертизы результатов, размещенном в ЕИС, назначены время, дата и место итоговой приемки поставки товара по указанным контрактам, а именно 04.07.2023 в 12:00 по адресу, указанному в Контракте как место поставки товара.
Ответным письмом от 03.07.2023 исх.N 44, Поставщик подтвердил, что планирует произвести передачу продукции по Контракту в указанные дату и время, а именно 04.07.2023 в 12:00.
04.07.2023 в 11 часов сотруднику Заказчика поступил входящий телефонный звонок, в ходе разговора получена информация, что время прибытия товара для его приемки задерживается.
04.07.2023 в 13:00 приемочная комиссия Заказчика и назначенные ответственные лица за проведение экспертизы результатов, предусмотренных государственным контрактом, составили Акт, в котором отразили факт отсутствия товара, предназначенного для приемки в назначенные дату, время и месте, а также отсутствия Поставщика.
04.07.2023 от Поставщика поступило письмо от 04.07.2023 исх.N49 с просьбой организовать повторную приемку товара.
05.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
06.07.2023 Заказчик направил Участнику письмо исх.NД01-803/2023 о том, что в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями Контракта, Предпринимателем не были устранены в срок 3 рабочих дня с даты размещения мотивированного отказа выявленные несоответствия.
07.07.2023 от Поставщика в адрес Заказчика направлено письмо от 07.07.2023 исх.N50 о том, что 11 июля 2023 года Поставщик планирует произвести передачу товара с улучшенными характеристиками.
11.07.2023 в место поставка прибыл представитель Участника Николаев Виктор Владимирович, однако изначально Заказчика не принимал товар от него поскольку оформленная надлежащем образом доверенность не представлено, позднее по электронной почте доверенность была представлена, однако Заказчиком проведена внутренняя экспертиза, которой установлено, что поставлен товар не соответствующий Контракту (составлен Акт).
12.07.2023 от Поставщика в адрес Заказчика поступило письмо исх.N51 о несогласии с результатами проведенной приемки товаров.
17.07.2023 истек предусмотренный Законом о контрактной системе срок, стороны перестали взаимодействовать после расторжения Контракта, а Заказчик направил в адрес Ленинградского УФАС России обращение.
Комиссия в момент заседания выявила что между сторонами имеется существенный гражданско-правовой спор о соответствии/несоответствии товара условиям Контракта, которому антимонопольный орган в настоящем решении не дает (в силу абсолютно иного предмета рассмотрения настоящего дела), однако считает необходимым коротко предоставить основные положения сторон и обозначить дополнительные моменты установленные в ходе заседаний (при этом подчеркивая, что упоминание позиций, не означает поддержку какой-либо стороны по нему).
1) По поставке, состоявшейся 16.06.2023.
Позиция Заказчика:
Заказчик считает, что поставленный товар не соответствовал требованиям Контракта.
Из Мотивированного отказа от 20.06.2023 дословно следует: "к поставке были представлены прицепы ЛАВ 81011 А, не предназначенные для перевозки снегохода (длина кузова составила 2560 мм), что не соответствует техническим требованиям, изложенным в описании объекта закупки (Приложение N 2 к Кон тракту).
В результате чего прицеп не был принят Заказчиком.
Позиция Участника:
Участник указывает, что 16.06.2023 привез модель ЛАВ 81011 АВ, что отражено на фотофиксации Заказчика, которая полностью совпадает с характеристиками, указанными в Контракте (дополнительно в материалы дела приобщено письмо завода производителя).
Участник ссылается на то, что в паспортах никогда не указывается для перевозки чего может использоваться прицеп, то есть отсутствие фразы "для перевозки снегохода" не означает, его несоответствие Контракту, поскольку в паспорте указано "для перевозки грузов или оборудования различного назначения и самоходной техники".
Также Участник указал, что в Таблица 2 приложения N2 Контракта указана характеристика "Длина, мм 3584", в то время как в мотивированном отказе от 20.06.2023 измерению подлежала "длина кузова 2560 мм", то есть самой платформы, которой нет в Контракте
Заказчик при приемке 16.06.2023 в устном порядке сказал Участнику, что для него этот прицеп является "маленьким" и отказал в приемке, в результате чего Предприниматель был вынужден забрать товар и написать Заказчику письмо с несогласием и просьбой организовать повторную приемку.
Комиссия, со своей стороны, констатирует наличие разных позиций сторон по данной приемке, а также:
- отклоняет доводы Участника о том, что в Извещении, при осуществлении закупки требование было задано характеристикой "Длина, мм Не менее 3200" поскольку в заявке Предприниматель самостоятельно указал конкретное значение, которое было перенесено из заявки в Контракт, следовательно, как было задано требование не имеет правового значения ибо приемку Заказчик должен осуществлять исходя из требований Контракта;
- отклоняет доводы Заказчика о том, что прицеп, привезенный 16.06.2023 имеет иные несоответствия, поскольку данные несоответствия не отражались им в Мотивированном отказе от 20.06.2023.
2) По поставке 04.07.2023 (не состоялась).
Позиция Заказчика:
Поставка предполагалась в 11:00, при этом в 13:00 приемочная комиссия Заказчика и назначенные ответственные лица за проведение экспертизы результатов, предусмотренных государственным контрактом, составили Акт об отсутствии Участника.
Позиция Участника:
Участник предполагал поставку товара в 11:00, вместе с тем, у него поломался автомобиль, доставляющий прицепы, в связи с чем, им совершен телефонный звонок Заказчику с информированием о данном обстоятельстве и о том, что поставка будет осуществлена позднее.
В 14:30 Участник прибыл с товаром к Заказчику (что зафиксировано видеофиксацией), однако Заказчик не пустил представителя, указав, что он опоздал и никакую приемку осуществлять не будет, товар был увезен, Заказчику направлено письмо с просьбой организовать повторную приемку.
3) По поставке, состоявшейся 11.07.2023.
Позиция Заказчика:
Заказчик считает, что поставленный товар не соответствовал требованиям Контракта.
Из Акта по результатам экспертизы от 11.07.2023 следует, что выявлены многочисленные расхождения технических характеристик (табличная форма с расхождениями).
В результате чего прицеп не был принят Заказчиком.
Позиция Участника:
Участник указывает, что 11.07.2023 привез Заказчику модель ЛАВ 81011 А, что отражено на фотофиксации, данные характеристики действительно не совпадают с характеристиками, указанными в Контракте, однако это сделано исходя из того, что ранее Заказчик указал, о том, что модель ЛАВ 81011 АВ для него "маленькая", поэтому поставил самую большую модификацию линейки ЛАВ 81011, считая данный товар с улучшенными характеристиками, поскольку длина прицепа ЛАВ 81011 А более ЛАВ 81011 АВ, о чем он сообщал Заказчику письмом от 07.07.2023.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято05.07.2023.
Комиссия установила, что указанное решение размещено в ЕИС, получено Участником.
Представитель Заказчика подтвердил, что Участник поставлял товар, вместе с тем, каждый раз он не соответствовал потребностям Заказчика, в результате чего односторонний отказ принят правомерно.
Представитель Участника пояснил Комиссии, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник считает, что товар отвечает потребностям Заказчика, при этом Предприниматель не отказывался и не уклонялся от дальнейшего взаимодействия с Заказчиком, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, что не свидетельствует о его намерении Участника целенаправленно сорвать Заказчику закупку, работает он с 1995 года, специализируется на поставке прицепов, подобная ситуация произошла впервые, на основании чего просит Комиссию не включать сведения о нем в РНП.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия Ленинградского УФАС России пришла к следующим выводам:
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденными приложениями.
Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор по вопросу соответствия товара требованиям Описания объекта закупки.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, а также Суду, в случае предоставления настоящего решения в материалы дела, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции, а выводы, изложенные в настоящем деле, не предрешают исход спора и не нацелены на поддержку какой-либо стороны.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, которые имелись у антимонопольного органа на 26.07.2023.
Поскольку иных документов на дату рассмотрения дела нет, то последующее изготовление экспертиз и доказательств не может повлиять на принимаемое решение, поскольку законодатель не наделил антимонопольный орган соответствующим инструментарием, который имеется у судебной власти.
Поэтому Комиссия считает необходимым учесть, что между Участником и Заказчиком возникли разногласия, а поскольку Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
То есть оценке в настоящем деле подлежит исключение поведение Участника, а принятое решение не означает разрешение гражданско-правового спора о качестве представленного Участником товара.
В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта, а также трижды пытался поставить товар.
При этом, Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что она оказалась в ситуации, когда со стороны Заказчика и Участника имеются противоположные по своим выводам документы (мотивированный отказ Заказчика от 20.06.2023 и письмо от Производителя о соответствии характеристик от Участника), а инструментарием надлежащей проверки, как указано выше антимонопольный орган не наделен.
Поэтому, Комиссия подчеркивает, что не отдает предпочтение позиции какой-либо стороны по спорному вопросу, Комиссия лишь в ходе совокупного анализа материалов дела находит подтверждение и доказательства желания исполнить обязательства перед Заказчиком, так Комиссия учитывает, что Участник пытался поставить товар, пытался привезти товар с улучшенными характеристики, поскольку в дальнейшем стороны не пришли к решению разногласий.
Последовательность действий, свидетельствует о намерении Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком, что для Комиссии является доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как безусловное недобросовестное поведение.
Позиция Комиссии строится на позиции изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 11.02.2016 N 305-КГ15-19295 по делу N А40-51204/2015: "Контрольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта по решению суда, а в рамках выполнения возложенной на него функции был обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения заявителя в реестр недобросовестных поставщиков;
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение от исполнения условий контракта, которое свидетельствует о недобросовестном поведении".
Поскольку на 26.07.2023 ни у одной из сторон не имеется соответствующего доказательства опровергающих позицию иной стороны, то Комиссия не считает объективным включение сведения в РНП, основанным исключительно на документах Заказчика.
Дополнительные несоответствия, указанные Заказчиком не могут быть приняты во внимание, поскольку в мотивированном отказе от 20.06.2023 они не фигурируют, как и не принимаются аргументы Участника о товаре с улучшенными характеристиками, поскольку они не согласовывались Заказчиком.
Иное решение о включении сведений в РНП со стороны Ленинградского УФАС России в настоящем случае, означало бы игнорирование позиции Участника.
Закон о контрактной системе для данных ситуаций предусматривает соблюдение Заказчиком статьи 94, контролирующий орган в подобных ситуациях, не наделен однозначной информацией поскольку товар (привезенный 16.06.2023) мог быть как соответствующим, так и не советующими, в результате чего, Комиссия основывает свое решение в данном конкретной случае на том, что при включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последним каких-либо действий, направленных на недобросовестное и неправомерное уклонение от исполнения Контракта.
При этом, последовательность действий Участника не говорит о подобном намеренном уклонении от исполнения Контракта.
Комиссии известно, что у сторон "сложные отношения" друг с другом, так ранее Ленинградское УФАС рассматривало жалобу Участника на Заказчика, вместе с тем, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и не может случить инструментарием "бесконтрольного включения" сведений об исполнителях в РНП не имея однозначных подтвержденных документами на момент рассмотрения доказательствами.
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного и заведомо неправомерного желания неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности.
Из вышеуказанного Комиссия считает возможным сделать подчеркнуть Заказчику, что не включение сведений в рассматриваем случае не означает, что товар соответствовал Контракту (как указывалось ранее, однозначно это определить без независимой экспертизы невозможно), при этом в случае ненадлежащего исполнения условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Участнику гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая явно несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника, которые подтверждают недобросовестное поведение в рамках рассматриваемого дела Комиссия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС России руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ИП Вахонин К.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 июля 2023 г. N 047/10/104-2025/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023