Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
в отсутствии ГБУ "Центр патриотических, добровольческих, учебных и досуговых программ "Молодежный" (далее - Заказчик) надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением N ИМ/6283/23 от 20.07.2023 (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС для ознакомления неограниченному кругу лиц 20.07.2023: https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202300187297002111),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ИП Грибкова Виктория Евгеньевна в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС России документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0345200015722000112 от 29.12.2022 на оказание услуг по перевозке пассажиров автобусом по заказам; Услуга по перевозке пассажиров автобусом по заказам (далее - Контракт) на сумму 621 000,00 рублей (при НМЦК 621 000,00 рублей).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 03.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 03.07.2023 на основании того, что обязательства по Контракту трижды выполнялись с нарушениями.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется собственными силами и (или) с привлечением соисполнителей своевременно оказать [Наименование оказываемых услуг (Винительный падеж)] (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги, оказанные надлежащим образом.
По Контракту:
- 1.2. Услуги по настоящему Контракту оказываются в соответствии с Описанием объекта закупки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
- 1.3. Срок оказания услуг: с 01.01.2023 по 31.12.2023 год
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
3.4.1. Оказать услуги в сроки, предусмотренные Контрактом.
3.4.2. Соблюдать действующие у Заказчика правила внутреннего трудового распорядка, правила техники безопасности, пожарной и экологической безопасности, а также пропускной режим.
3.4.3. По требованию Заказчика своими средствами и за свой счет в срок, согласованный с Заказчиком устранить допущенные по своей вине в оказанных услугах недостатки или иные отступления от условий Контракта.
3.4.4. Предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
3.4.5. Возвратить сумму излишне полученных денежных средств в случае установления контролирующими органами фактов оплаты Заказчиком услуг сверх фактически оказанного объема услуг, использования при оказании услуг материалов, не предусмотренных сметами к Контракту, изменения способа оказания услуг при отсутствии соответствующих согласований с Заказчиком.
3.4.6. Выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом и (или) законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2023 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Согласно Приложению N2 Контракта:
Наименование объекта закупки |
Цена единицы, руб. |
Количество |
Единицы измерения |
Общая стоимость, руб. |
услуги по перевозке пассажиров (участников мероприятий) (автобус не менее 50 мест) |
2500.00 |
160 |
час |
400 000.00 |
услуги по перевозке пассажиров (участников мероприятий) (автобус не менее 20 мест) |
1700.00 |
130 |
час |
221 000.00 |
|
621 000.00 |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
29.12.2022 стороны заключили Контракт.
Из материалов дела следует, что Общество приступило к оказанию услуг по заявкам Заказчика.
Из позиции Заказчика следует, что по части заявок услуги оказывались не в соответствии с Контрактом, а именно:
I) 13.02.2023 ответственным представителем Заказчика в адрес Исполнителя была направлена заявка на 16.02.2023 о предоставление автобуса на 50 мест по средствам электронной почты.
Ответным письмом представитель Исполнителя рассчитал предварительное количество часов необходимое для проезда автобуса по предоставленному ответственным представителем Заказчика маршруту (12 час.).
Согласно пункту 7.1 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) Исполнителем должна быть обеспечена своевременная подача автотранспорта: по времени - с точностью до 5 минут по месту -точно по адресу. При назначении транспортного средства по заявке Заказчика Исполнитель до начала оказания услуг, в соответствии с заявкой Заказчика сообщает Заказчику данные автобуса и контактные данные водителя (ФИО, моб. телефон).
21.02.2023 в адрес Заказчик поступили на бумажном носителе документы о приемке (путевой лист, акт об оказании услуг, счет). В данных документах Исполнитель указывает количество часов использования автобуса равное 12, итого сумма подлежащая оплате составила 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.
Заказчик не согласился с данным расчетом Исполнителя по следующим основаниям:
1. Исполнителем нарушено время подачи автотранспорта (автобуса на 50 мест) в соответствии с пунктом 7.1 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту). Автотранспорт был подан в 07:00, а не в 06:50 как указано в путевом листе.
2. По приезду по адресу Ленинградская область, Гатчинский район, Рождественское сельское поселение, деревня Выра, Большой проспект, 32 А водитель автотранспорта (автобуса на 50 мест) не направился на автостоянку, указанную в заявке Заказчика, а самовольно уехал в неизвестном направлении вместе с вещами, не предупредив ответственного представителя Заказчика об этом. Работники Заказчика были вынуждены ожидать автотранспорт.
3. Исполнителем неверно указано время окончания оказания услуг, услуги оказаны в полном объеме в 16:17, а не в 17:00 как указано в путевом листе.
Исходя из вышеизложенного общее время оказания услуг по предоставлению автотранспорта (автобуса на 50 мест) составило 8 часов 37 минут.
Претензия по указанным нарушениям направлена Исполнителю 22.02.2023 исх. N 60/2023.
II) 29.03.2023 ответственным представителем Заказчика в адрес Исполнителя посредством электронной почты была направлена заявка на 28 апреля 2023 года о предоставление 4 (четырех) автобусов (3 автобуса на 50 мест и 1 автобус на 20 мест).
Исполнителем услуги оказаны, однако 05.05.2023 Участником сформированы с использованием единой информационной системы и направлены в адрес Заказчика документы, подтверждающие оказание услуг (документ о приемке). Рассмотрев полученные документы (счет от 30.04.2023, счет-фактура от 05.05.2023, акт от 30.04.2023) Заказчик обнаружил нарушение существенных условий Контракта, а именно:
1. В поступивших Заказчику документах Исполнителем включена услуга, оказанная не в рамках направленной Заказчиком заявки предоставление автотранспорта (автобуса на 50 мест) в течение 4 (четырех) часов 22 апреля 2023 года, а также завышенное количество часов использования автотранспортных средств 28 апреля 2023 года - автобусов на 50 мест равное 31 часу и использование автобуса на 20 мест равное 8 часам 30 минутам.
В соответствии с заявкой общее количество часов использования автотранспорта составляет:
Автобус N 1 - 9 часов.
Автобус N 2 - 8 часов.
Автобус N 3 - 8 часов.
Автобус N 4 - 6 часов 30 минут.
Таким образом, общее время оказания услуг по предоставлению автотранспорта - автобусов N 1, 2, 3 (на 50 мест) составило 25 часов, а автобуса N 4 (на 20 мест) 6 часов 30 минут.
2. Исполнителем нарушен срок предоставления документа о приемке.
Регламентированный предельный предоставления документов, согласно пункту 4.2 Контракта 04.05.2023. Документы Исполнителем направлены посредством ЕИС 05.052023.
3. Исполнителем предоставлен неполный пакет документов. Претензия по указанным нарушениям направлена Исполнителю 17.05.2023 исх. N 614/2023.
III) 21.06.2023 в рамках заключенного Контракта Заказчик письмом от 21.06.2023 исх. N 818/2023 направил заявку об организации 30 июня 2023 года перевозки участников мероприятия (премьеры мюзикла "Ничего Невозможного Нет" в рамках регионального фестиваля искусства "Арт-мастер 47") 1 (одним) транспортным средством - автобусом (количество мест на 35 человек).
Однако в нарушение пункта 3.7 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) ответа от Исполнителя по заявке Заказчика от 21.06.2023 исх. N 818/2023 не поступало.
Ввиду непредставления транспортного средства (автобус) по заявке Заказчика от 21.06.2023 исх. N 818/2023, Заказчик пришел к выводу о нежелании Исполнителя далее выполнять условия Контракта, что приводит к срыву проведения мероприятия Заказчика.
В связи вышеизложенным Заказчиком 03.07.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из позиции Участника следует, что он оказывал услуги по Контракту, а именно:
В январе 2023 года - исполнена 1 заявка Заказчика (без нареканий).
В феврале 2023 года - исполнена 1 заявка Заказчика.
Действительно 16.02.2022 Исполнитель должен был предоставить автотранспортное средство в 06:50, однако в связи с заторами на дороге, водитель прибыл на место подачи в 06:55, опоздание имело место быть, однако просил учесть, что это не было связанно с умыслом сорвать обязательства.
Также в рамках данной заявки оказывая услуги и выполняя свои обязанности водитель привез группу по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Рождественское сельское поселение, деревня Выра, Большой проспект, 32 А представитель со стороны Заказчика сообщил, что автобус может находится в режиме ожидания до 14:30, поэтому воспользовавшись свободным временем водитель принял решение съездить на АЗС, чтобы дозаправиться.
По третьему замечанию Заказчика Исполнитель осуществил корректировку времени оказания услуг , которое было неправильно указано в путевом листе.
Исполнитель объяснил и предоставил Заказчику ответ (исх. N б/н от 07.03.2023 г) на претензию N 61/2023 от 22.02.2023. В ответе Исполнитель обратился с просьбой не выставлять штрафы в размере 3000 (три тысячи) рублей, поскольку считает размер штрафа несоизмерим с происшедшим 16.02.2023 событием.
В марте 2023 года - 1 заявка (исполнена в апреле).
В апреле 2023 года - исполнены 4 заявки Заказчика.
Участник признает, что нарушил регламентированный срок предоставления документов, однако указывает, что все услуги по заявке Заказчика выполнены в полном объеме. Каких-либо убытков или иных неблагоприятных последствий на стороне Заказчика не возникло.
В мае 2023 года - исполнена 1 заявка Заказчика (без нареканий).
По факту неисполнения заявки от 21.06.2023, Участник пояснил Комиссии, что Исполнитель не получал заявку от Заказчика на оказание услуг на 30.06.2023 на электронную почту mamangribi@yandex.ru, указанную в разделе 13 "Реквизиты Сторон" Контракта.
Отсутствие заявки согласно условиям Контракта исключает обязанность Исполнителя оказывать услуги по Контракту, после того, как Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (04.07.2023) Участник предлагал провести совещание и разобраться в причинах того, почему заявка не поступила ему от Заказчика, вместе с тем подобной встречи так и не состоялось, Заказчик не отменял решение об одностороннем отказе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 04.07.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, из материалов дела следует, что Участник был уведомлен надлежащим образом.
Из одностороннего отказа Заказчика следует, что в связи с тем, что некачественное исполнение обязательств Исполнителем было трижды, то работа с данным Участником исключают возможность достижения цели осуществления закупки, Заказчик считает, что односторонний отказ полностью обоснованным и правомерным.
Участник пояснил Комиссии, что он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник оказывал услуги по заявкам, Предприниматель стремился закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что признает, что часть требований Контракта были нарушены, вместе с тем, он готов понести ответственность в виде штрафных санкций, в связи с чем, считает, что исключительная мера в виде включения в РНП к нему явно несоразмерна;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он указывает, что не получил заявку 21.06.2023 и предлагал Заказчику разобраться в сложившейся ситуации, однако такого шанса, ему не было представлено.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно по 1 заявке подавался автобус с опозданием, по 2 заявкам отчетные документы размещались в ЕИС с нарушением срока, указанного в Контракта.
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
С другой стороны, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник согласовывал заявки с Заказчиком, по каждой из них заявке подавалось ТС, многим заявкам Заказчик нарушений требований к качеству не фиксировалось, а из цены Контракта 621 000,00 рублей на дату рассмотрения дела согласно данным ЕИС стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 119 550,00 рублей (Фактически оплачено 116 550,00 рублей с учетом удержания штрафных санкций).
Исполнитель стремился согласовать возникшие ситуации, признавая нарушения и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество с Заказчиком, также в материалы дела представлены доказательства оплаты штрафных санкций.
Такая последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия в этой части, принимает доводы представителя Участника, о том, положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
2) По ситуации с заявкой 21.06.2023 Комиссия оказалась в следующей ситуации.
С одной стороны, Комиссия действительно может предположить, что заявка отправлялась от Заказчика к Участнику.
С другой стороны, Комиссия также может предположить, что Предприниматель не знал об отправке или не получил данную информацию от Заказчика.
Комиссия считает, что разрешение "спорной ситуации" по данной заявке могло быть достигнуто более тесным взаимодействием сторон, Комиссия не имеет в материалах дела безусловных доказательств, что действия Участника, являются следствием его исключительных намерений сорвать заявку Заказчику и безусловных доказательств получения ее от Заказчика.
Совокупность действий Участника в последующем с попыткой разобраться с тем почему заявка не была получена и провести совещание с Заказчиком не может однозначно указывать на ее получение и как следствие трактоваться как недобросовестное поведение.
3) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия не выявляет нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, но при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ИП Грибкова Виктория Евгеньевна в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 июля 2023 г. N 047/10/104-2027/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023