Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8416-ИП/23 от 17.07.2023) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме "Капитальный ремонт стадиона муниципального образовательного учреждения "Аннинская общеобразовательная школа"".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 30.06.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 153 927,19 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Постановлением Правительства N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком неправомерно установлены положения в порядке оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Следуя пункту 3 Положения, законодателем установлены следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования об электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, порядком рассмотрения и оценки заявок участников по показателю "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрены следующие положения:
"Оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 и 23 Положения:
-Предложение о наличии характеристики объекта закупки: 100 баллов;
-Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки: 0 баллов;
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень характеристик объекта закупки, подлежащих оценке: организационно-технические мероприятия / привлекаемые трудовые ресурсы / качество выполнения работ / организация работы по обеспечению охраны труда / используемое оборудование, инвентарь, средства.
Организационно-технические мероприятия включают комплекс мер и технологических решений, применяемых при выполнении работ, определяющих порядок исполнения требований Технического задания, с указанием последовательности действий при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
Организационно -технические мероприятия должны включать в себя описание процесса производства всех работ в соответствии с позициями локальных сметных расчетов, на основании территориальных единичных расценок, относящихся к виду работ по которому предоставляется данная характеристика.
Привлекаемые трудовые ресурсы - реальная рабочая сила, задействованная при выполнении работ, обладающая необходимыми навыками, образованием, наличие которых может требоваться исходя из выполняемых работ, с указанием должности, количества персонала и квалификации для каждого вида работ, а также с указанием профессиональных задач, обязанностей и предоставлением должностных инструкций в объеме, принятой участником закупки, и в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Должностная инструкция должна определять подчиненность сотрудников занимаемой должности, график работы, порядок приема и освобождения от должности, требования к квалификации сотрудника, перечень необходимых навыков и должностные обязанности.
Предоставленные сведения о привлекаемых трудовых ресурсах должны быть сопоставимы с организационно-техническими мероприятиями и должны учитывать трудозатраты и сроки выполнения каждого вида работ.
Качество выполнения работ - перечень нормативных правовых актов, которые подлежат соблюдению как в отношении работ, так в отношении безопасности работ для жизни и здоровья населения, имущества территории, окружающей среды, экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В рамках характеристики качества выполнения работ, участнику закупки необходимо указать нормативный акт наивысшей юридической силы в Российской Федерации, нормативные акты которые подлежат исполнению при проведению открытого конкурса в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нормативные акты подлежащие обязательному соблюдению согласно технического задания, проектной документации, а также необходимо дополнить перечень согласно имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Организация работы по обеспечению охраны труда - описание мероприятий по выполнению обязанностей по охране труда, определяемых с учетом специальности, квалификации и занимаемой должности в объеме должностных инструкций, принятых участником, с указанием ответственных лиц и их обязанностей.
Организация работы по обеспечению охраны труда включает в том числе комплекс мер, направленных на соблюдение пожарной безопасности, безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах изделий, конструкций и оборудования, защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Мероприятия по повышению пожарной безопасности, характеристики организации работы по обеспечению охраны труда, должны быть описаны с указанием: порядка проведения противопожарного инструктажа, порядка проведения пожарно-технического минимума, порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении работ.
Мероприятия по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, характеристики организации работы по обеспечению охраны труда, должны быть описаны с указанием: описания порядка инструктажа специалистов по безопасному складированию изделий, конструкций и оборудования, описание порядка инструктажа специалистов по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ изделий, конструкций и оборудования.
Мероприятия по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, характеристики организации работы по обеспечению охраны труда, должны быть описаны с указанием: мер по устранению вредного воздействия пыли на специалистов, мер по устранению вредного воздействия на работающих на объекте специалистов повышенного уровня шума, мер по устранению вредного воздействия вибрации на специалистов, профилактических мер по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье специалистов, порядка и способов удаления с объекта отходов строительных материалов и мусора.
Используемое оборудование, инвентарь, средства - совокупность оборудования, техники, материалов, используемых непосредственными исполнителями (подрядчиками) при выполнении работ, с обязательным указанием наименований такого оборудования и техники, указанием количества применяемого оборудования формы права пользования и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе выполнения соответствующих работ.
При предоставлении информации об используемых оборудовании, инвентаре, средствах необходимо также описать процесс осуществления входного контроля применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования в необходимом объеме согласно действующей нормативной документации и положениями технического задания, включая ведение журнала входного контроля.
При описании характеристики привлекаемые трудовые ресурсы, участнику закупки необходимо указать в том числе виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым законодательством.
При описании организационно-технических мероприятий, участник закупки должен предоставить график выполнения каждого вида работ, с учетом соблюдения сроков выполнения работ, количества задействованного персонала и трудозатрат установленных территориальными единичными расценками в локальных сметных расчетах.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно документа, предоставляемого в составе первой части заявки "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание характеристик объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте, и заполненной в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки документа, с описанием характеристик объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Предоставляемые сведения должны содержать указание стадий работ, вида работ, наименования предоставляемых характеристик, описания предоставляемых характеристик.
Описание стадии выполнения работ признается представленным в полном объеме в случае, если описание стадии выполнения работ содержит детализированное описание всех видов выполнения работ (установленных описанием объекта закупки, п.4 раздел 2), соответствующих стадии, и описание видов выполнения работ представлено в полном объеме в соответствии с перечнем характеристик объекта закупки.
Характеристики объекта закупки должны соответствовать описанию объекта закупки со всеми приложениями, представленного в составе документации.
Характеристики объекта закупки не должны противоречить описанию объекта закупки со всеми приложениями, представленного в составе документации.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки.
При указании в описании характеристик объекта закупки сведений о привлекаемой рабочей силе необходимо указать, в том числе, методы, направленные на стимулирование деятельности персонала, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы.
Описание характеристик объекта закупки должно разрабатываться участником на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативно-правовых актов. Описание характеристик объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки.
При указании в описании характеристик объекта закупки, подлежащих оценке, какого-либо контроля, необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
Перечень оборудования, техники, материалов используемых при выполнении работ предоставляется при описании характеристик закупки с учетом проектной документации, технического задания и локальных сметных расчетов (единичных расценок), а также дополняется участником на основании функциональных задач, которые подлежат выполнению, должны включать в том числе, средства, необходимые для выполнения норм по охране труда, безопасности работ для жизни и здоровья населения, имущества территории, окружающей среды, экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки формы "Качественные характеристики объекта закупки", содержащей описание свойств объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Непредставление описания характеристик объекта закупки или предоставление описания характеристик объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или приложений к нему, трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, Положением предусмотрено, что в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" устанавливается один или несколько показателей, в рамках которого (которых) устанавливается детализирующий показатель (показатели), в соответствии с которым Заказчиком оцениваются одно или несколько свойств объекта закупки и для каждого детализирующего показателя устанавливается количество начисляемых баллов.
Из указанного порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что в рамках детализирующего показателя "качество товаров (работ, услуг)" участнику закупки присваивается 100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки участнику закупки присваивается - 0 баллов.
Так порядком рассмотрения и оценки заявок установлено: "В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставления в составе заявки документа, с описанием характеристик объекта закупки, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки".
Предоставляемые сведения должны содержать указание стадий работ, вида работ, наименования предоставляемых характеристик, описания предоставляемых характеристик".
При этом положения порядка рассмотрения и оценки заявок также содержат следующую информацию: "Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень характеристик объекта закупки, подлежащих оценке: организационно-технические мероприятия / привлекаемые трудовые ресурсы / качество выполнения работ / организация работы по обеспечению охраны труда / используемое оборудование, инвентарь, средства".
Комиссия установила, что Заказчик в порядке оценки объединил между собой ряд характеристик (например, контроль качества выполнения работ, привлекаемые трудовые ресурсы при выполнении работ, используемое оборудование и тп).
По сути, Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (какими сотрудниками, техникой, описывая технологические процессы и т.п.), для получения максимального количества баллов.
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги не является само про себе "конкурентным преимуществом", поскольку в любом случае, исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с тем качеством, которое установлено Заказчиком при описании объекта закупки.
Комиссия также отмечает, что из содержания вышеуказанных требований, установленных порядком рассмотрения и оценки заявок, следует, что участникам закупки нужно предоставить сведения, регламентированные пунктом 24 Постановления Правительства N 2604, а именно описать информацию в отношении привлекаемых трудовых ресурсов.
Согласно пункту 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 30 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
При этом подпунктом "б" пункта 27 и подпунктом "б" пункта 30 Положения установлен перечень документов, подтверждающий наличие у участника закупки оборудования, материальных ресурсов, специалистов и иных работников.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка рассмотрения и оценки заявок участников закупки, о принятии к оценке предложений по свойствам объекта закупки "необходимые трудовые ресурсы" в рамках критерия оценки "Характеристики объекта закупки" является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
При этом, Комиссия Ленинградского УФАС России отмечает, что Постановлением Правительства N 2604 не предусмотрена возможность подмены оценки показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" свойством "необходимые трудовые ресурсы" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что нарушение не повлияло на процесс осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 21 июля 2023 г. N 047/06/42-1995/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2023