Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Ступино Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казённого учреждения "Ступинский центр закупок" городского округа Ступино Московской области (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на Оказание услуг по организации питания учащихся в муниципальных общеобразовательных организациях (лот 6) (извещение N 0848600008923000154 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещения о проведении Конкурса в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 19.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 890 948,20 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 19.07.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Конкурса и Приложении N 2 к Контракту ненадлежащим образом установлены сроки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Заказчиком в Приложении 2 к контракту установлено условие предоставления результатов оказания услуг по организации питания, в том числе следующее:
"Условия предоставления результатов - каждый календ.мес.".
Вместе с тем, в Приложении 2 к контракту установлены сроки оказания услуг, в том числе следующие:
"Срок начала оказания услуг Исполнителем**: 01.09.2023 (МСК);
Срок окончания оказания услуг Исполнителем**: 31.05.2024 (МСК)".
Кроме того, Заказчиком в Описании объекта закупки установлен порядок определения объема оказываемой услуги на основании заявок заказчика, требования к формированию заявок на оказание услуг, согласно которому:
"3.1 1) Услуги оказываются Исполнителем на основании Заявки на оказание услуг (Приложение N 7) (далее - Заявка).
2) На основании Заявки определяется объем услуг, подлежащих оказанию в сроки и время, указанные в Заявке, в соответствии с требованиями настоящего Технического задания.
3) Заявка, сформированная и переданная Исполнителю Получателем услуг, считается заявкой заказчика.
3.2 Заявка, подписанная Получателем услуг, передается Исполнителю не позднее 5 рабочих дней до дня оказания услуг. Получатель услуг вправе изменить Заявку до 12 часов 00 минут рабочего дня, предшествующего дню оказания услуг, указанному в Заявке. Заявка направляется Исполнителю с использованием ПИК ЕАСУЗ, а в случаях, предусмотренных пунктом 14.5 Контракта, посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование передачи такой Заявки и получение Заказчиком подтверждения о ее вручении Исполнителю".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения представил письменные пояснения, согласно которым:
"Таким образом, из содержания технического задания, являющегося приложением 5 к контракту очевиден порядок оказания услуг, а именно услуги оказываются по графику питания с применением форм (методов) обслуживания в соответствии с Приложением N 3 "Сведения о времени оказания услуг (график питания), способах оказания услуги, форме (методе) обслуживания", по согласованному ежедневному меню на основании Заявки на оказание услуг (по форме Приложение N 7).
Заявка передается Исполнителю не позднее 5 рабочих дней до дня оказания услуг, с указанием объема услуг, подлежащих оказанию в сроки и время, указанные в Заявке, в соответствии с требованиями технического задания.
Объем услуг, в том числе зависит, например, от перевода обучающихся на дистанционное обучение из-за санитарно-эпидемиологической ситуации.
Таким образом, Исполнитель по контракту заблаговременно получает информацию от заказчика путем получения Заявки об объеме услуг, что позволяет просчитать расходы исполнителя на оказание услуг. Количество и кратность переданных заявок не ограничены в проекте контракта и зависят от фактической потребности.
Такое условие прямо предусмотрено постановлением Правительства РФ от 29.03.2023 N 498 "Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования":
1. Оказывать услуги питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, и (или) основного общего, и (или) среднего общего образования (далее - услуги) в установленные заказчиком сроки и в установленных заказчиком объемах.
2. Оказывать услуги в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, в том числе направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, биологических факторов, химических факторов, физических факторов.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки, должно содержать проект контракта.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закон N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На основании вышеназванных требований в Приложении 2 к проекту контракта заказчиком установлен отчетный период для приёмки фактически оказанных услуг, а именно Условия предоставления результатов: каждый календ.мес.
В Таблице 2.3 Приложения 2 к проекту контракта определен "Порядок и сроки осуществления приемки и оформления результатов"
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом вышеизложенного фактически оказанные услуги принимаются и оплачиваются заказчиком за календарный месяц в сроки, определенные в контракте, в том числе применяя принцип эффективности использования бюджетных средств.
Условия, как технического задания, так и проекта контракта соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав участником закупки. Порядок оказания услуг и порядок приемки оказанных услуг определены первый в техническом задании, второй в проекте контракта (приложение N 2).
Так как закупка на оказание услуг по организации питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а именно школа, объектом закупки является объем услуг, рационов питания (дето/день), т. е их количество в течении учебного года.
И технического задания следует, что питание организовано ежедневно в течение учебного года, а сроки начала и окончания оказания услуг указаны в Приложении 2 к контракту".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, а также представленные на заседании Комиссии представителями Заказчика и Уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 (далее - Приложение N 1).
Согласно разделу 1 Приложения N 1 установлена форма по заполнению информации о заказчике и закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Форма).
В соответствии с Формой в разделе информации о заказчике и закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе место нахождения, телефон, адрес электронной почты указывается в случае передачи в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий государственного, муниципального заказчика.
В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в разделе "Информация о заказчике и закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, в том числе следующее:
"142800, Московская обл, Ступинский р-н, Ступино г, УЛ АНДРОПОВА, ДОМ 43А/2".
Изучив указанный порядок оценки, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления телефона и адреса электронной почты Заказчика в порядке оценки заявок противоречит Форме и требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Материалы дел от 24.07.2023 N 050/06/105-25996/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 июля 2023 г. N 050/06/105-25996/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2023