Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Хасуев И.В-В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на действия комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, для нужд Государственного бюджетного учреждения "Психиатрическая больница N 1",
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на действия комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 9 231 224,00 рублей (номер извещения 0194200000523001199), для нужд Государственного бюджетного учреждения "Психиатрическая больница N 1", выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), в части размещения извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы следует, что "ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА" разместило извещение о проведении электронного аукциона от 07.07.2023 г. N 0194200000523001199 (Организация, осуществляющая размещение КОМИТЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ).
Объект закупки: Поставка продуктов питания.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (0194200000523001199) N 0194200000523001199-2-1 от 18.07.2023 г. ООО "ВИКТОРИЯ" признана победителем аукциона, победителю направлен проект Контракта на подписание (срок подписания Поставщиком до 27.07.202Зг).
Однако, 24.07.2023 г. в ЕИС размещено Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.07.2023 NИО1, соответственно, контракт сторонами не подписан и находится в статусе "Контракт не может быть заключен".
Заявитель считает, что действия Заказчика не законны, поскольку оснований для отказа Заказчика от заключения контракта, предусмотренных ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", нет, такие нарушения победителем не допущены.".
Изучив представленные сторонами документы и информацию, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок приходит к следующим выводам.
Ранее, в Чеченское УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Лидер ПродЭкспо" (ИНН 2000000050) на неправомерные, по мнению заявителя, действия (бездействие) Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Психиатрическая больница N 1" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 9 231 224,00 рублей (номер извещения 0194200000523001199), выразившиеся в нарушении требований статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в части несоответствия информации в документации о проведении электронного аукциона, информации, указанной в извещении о проведении аукциона, в частности; несоответствия информации об источнике финансирования; установления/не установления ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий; несоответствия сведений о связи с позицией плана-графика.
В результате рассмотрения заявления, представленных материалов, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки (Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний, представлений N 2023001А8500000054) Комиссия установила следующее.
Из заявления следовало, что "Государственным бюджетным учреждением "Психиатрическая больница N1" утверждена заявка на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на поставку продуктов питания с начальной (максимальной) ценой контракта 9 231 224,00 рублей (извещение от 07.07.2023 N 0194200000523001199).
В извещении об осуществлении закупки и в документации имелись существенные несоответствия.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0194200000523001199, источником финансирования указано - Закупка за счет собственных средств организации - Да.
Тогда как, в документации (пункт 6 общих сведений о проводимом электронном аукционе), источником финансирования указан - Республиканский бюджет.
При этом, в пункте 2.3. проекта контракта содержит сведения, что источник финансирования Контракта - Бюджет Чеченской Республики.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют.
Информация об источнике финансирования в документации об аукционе не соответствует информации об источнике финансирования, указанной в извещении о проведении аукциона.
Разночтения также имелись в пункте 25 "Ограничение допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств", не понятно необходимость применения данного пункта в части установления/не установления ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при поставке продуктов питания.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Кроме того, в сведениях о связи с позицией плана-графика 202303942000048001000028, имелись несоответствия по начальной (максимальной) цене контракта. Так, в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0194200000523001199 указана цена 9 231 224,00 , но в позиции плана-графика указан сумму 29 693 401,65
.".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0194200000523001199, источником финансирования указано - Закупка за счет собственных средств организации - Да.
Тогда как, в документации (пункт 6 общих сведений о проводимом электронном аукционе), источником финансирования указан - Республиканский бюджет.
При этом, в пункте 2.3. проекта контракта содержит сведения, что источник финансирования Контракта - Бюджет Чеченской Республики.
Кроме того, разночтения также имелись и при установлении/ не установлении ограничения допуска отдельных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Подобные разночтения привели, могли привести к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют.
Таким образом, при формировании закупки, изначально размещенная Заказчиком в ЕИС информация, не была полной и достоверной, в соответствии с требованиями части 3 статьи 7 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссией Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок было принято решение по делу N 020/06/42-37/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе от 20 июля 2023 года.
Кроме того, 21 июля 2023 года Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Психиатрическая больница N 1" и Уполномоченному органу - Комитету Правительства Чеченской Республики по государственному заказу выдано предписание N 13-23 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которого необходимо было совершить одно из следующих действий:
1) отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0194200000523001199;
- внести изменения в документацию вышеназванного электронного аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе;
- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте;
- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе.
2) отменить электронный аукцион N 0194200000523001199 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
3) отменить электронный аукцион N 0194200000523001199 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.
Таким образом, извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.07.2023 N ИО1, Уполномоченным органом - Комитетом Правительства Чеченской Республики по государственному заказу было размещено на основании решения и предписания контрольного органа в сфере закупок
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Виктория" на действия комиссии по осуществлению закупок Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку продуктов питания, на начальную (максимальную) цену контракта 9 231 224,00 рублей (номер извещения 0194200000523001199), для нужд Государственного бюджетного учреждения "Психиатрическая больница N 1" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
И.В-В. Хасуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 2 августа 2023 г. N 020/06/31-38/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023