Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия
рассмотрев обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное АО "Дальневосточный завод "Звезда" (далее - Заказчик), в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Наименование закупки |
Выполнение работ по объекту "Реконструкция глубоководной набережной IV (7)", "Реконструкция глубоководной набережной IV (103, 103а)" по проекту "Строительство и реконструкция производственных мощностей ЯРБ для обеспечения ремонта ДПЛ и АПЛ третьего и четвертого поколения АО "Дальневосточный завод "Звезда", г. Большой Камень, Приморский край" в рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексная программа реконструкции АО "ДВЗ "Звезда" для обеспечения ремонта ДПЛ, АПЛ, третьего и четвертого поколения г. Большой Камень, Приморского края" в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", Федеральный проект 2 |
||
Способ закупки |
Электронный аукцион (далее - Аукцион) |
Номер извещения |
0420100000623000003 |
Дата размещения извещения |
28.06.2023 |
Начальная (максимальная) цена контракта (руб.) |
4 243 916 643,74 |
Дата окончания срока подачи заявок |
20.07.2023 |
Количество заявок, поданных на участие в Аукционе |
1 |
Дата подведения итогов |
24.07.2023 |
Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона |
1 |
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
АО "Группа компаний "ЕКС" (ИНН: 5012000639) |
||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (руб.) |
4 243 916 643,74 |
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Пунктом 11 Правил установлено, что контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 3 Постановления N 2571 установлено, что положения Постановления N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 7 приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей.
Согласно позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливается дополнительное требование о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом согласно позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по объекту "Реконструкция глубоководной набережной IV (7)", "Реконструкция глубоководной набережной IV (103, 103а)" по проекту "Строительство и реконструкция производственных мощностей ЯРБ для обеспечения ремонта ДПЛ и АПЛ третьего и четвертого поколения АО "Дальневосточный завод "Звезда", г. Большой Камень, Приморский край" в рамках реализации инвестиционного проекта "Комплексная программа реконструкции АО "ДВЗ "Звезда" для обеспечения ремонта ДПЛ, АПЛ, третьего и четвертого поколения г. Большой Камень, Приморского края" в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", федеральный проект 2.
Согласно описанию объекта закупки (приложение к Извещению) (далее - Описание объекта закупки), проектной документации (приложение к Извещению) (далее - Проектная документация) в рамках исполнения контракта необходимо осуществить реконструкцию глубоководных набережных (7, 103, 103а).
В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выполнение работ по реконструкции глубоководных набережных относится к работам по реконструкции линейного объекта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего к участникам закупки на выполнение работ по реконструкции глубоководных набережных требование о наличии опыта по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в подтверждение соответствия дополнительным требованиям по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 АО "Группа компаний "ЕКС" представило:
- Договор от 04.09.2018 N 31806805260 на выполнение работ по строительству Комплекса переработки и размещения отходов Прогресс в городском округе Рошаль Московской области 1-й этап (далее - Договор);
- Акт приемки объекта капитального строительства от 02.09.2019 N 1, содержащий цену выполненных работ;
- Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 01.12.2018 N RU 50-25-12292-2018.
Указанные документы подтверждают наличие у участника закупки опыта в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем представленный участником закупки Договор не соответствует опыту, наличие которого необходимо при реконструкции объекта закупки согласно Постановлению N 2571, в связи с чем действие Комиссии по осуществлению закупки, принявшей решение о допуске участника закупки, не правомерно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
С учетом изложенного, Комиссии приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика и Комиссии по осуществлению закупок привели к определению возможного подрядчика по исполнению контракта по Аукциону из числа лиц, не обладающих необходимым опытом выполнения работ в соответствии с Постановлением N 2571 и с учетом предмета Аукциона.
3. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Согласно Проекта контракта обязательным приложением является график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 6 к Проекту контракта).
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в графике выполнения строительно-монтажных работ не отражены события, предусмотренные пунктом 2.9 Методики.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную
документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ и с учетом особенностей, указанных в части 13 статьи 48 ГрК РФ.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в составе размещенной в ЕИС проектной документации (приложение к Извещению) (далее - Проектная документация) отсутствует раздел 01176-СП "Состав проектной документации".
Также согласно письменным пояснениям Заказчика, в связи с технической ошибкой Проектная документация размещена не в полном объеме.
При этом отсутствие Проектной документации в полном объеме создает препятствия для оценки участниками закупки экономической целесообразности их участия в закупке и формирования ценового предложения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Также в соответствии с подпунктом "ж" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к настоящим Правилам, либо информации, предусмотренной подпунктами "е" и "ж" пункта 7 Правил, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать АО "Дальневосточный завод "Звезда" в согласовании заключения государственного контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 0420100000623000003 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - АО "Группа компаний "ЕКС" (ИНН: 5012000639).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 01.08.2023 по делу N 23/44/93/235 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2023 г. N 23/44/93/235
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023