На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила) в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 114/23 от 26.07.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Оренбургского УФАС России) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
в присутствии посредством видео-конференц-связи:
директора Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" -
представителя Муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного учреждения города Бузулука "Детский сад N 17" - , действующей на основании доверенности,
проведя внеплановую документарную проверку действий Муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного учреждения города Бузулука "Детский сад N 17" при проведении закупки на установку автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (монтаж) (N заказа 6371743), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru),
УСТАНОВИЛА:
Из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступило поручение (исх. N 28/58844/23 от 25.07.2023 г., вх. N 3689-ЭП/23 от 25.07.2023 г.) о проведении внеплановой проверки на основании поступившего обращения Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - Заявитель, ООО "Кристалл", Общество) на действия Муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного учреждения города Бузулука "Детский сад N 17" (далее - Заказчик, МДОБУ "Детский сад N 17") при проведении закупки на установку автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (монтаж) (N закупки 6371743), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) (далее - закупка 6371743).
Из обращения Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО "Кристалл" на участие в закупке на установку автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (монтаж). Директор ООО "Кристалл" пояснил, что представленная Обществом в составе заявки информация соответствует Требованиям к составу предложения Участника, установленным Заказчиком.
Представитель Заказчика полностью поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее. 18.07.2023 г. на электронной торговой площадке РТС-Тендер в "Электронном магазине Оренбургской области" была опубликована закупка малого объема на установку автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (монтаж) (номер закупки N 6371743) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. По окончании подачи заявок на участие в закупке было подано 3 заявки, в том числе заявка ООО "Кристалл". В ходе проверки заявок участников Заказчиком было установлено, что документы и сведения, представленные ООО "Кристалл" в составе заявки, не соответствуют Требованиям к составу предложения Участника, а именно: контактный номер телефона не является официальным номером сервисного центра. Кроме того, адрес сервисного центра официально не зарегистрирован по адресу: 7, 4-й микрорайон, Бузулук. На основании указанного, представитель МДОБУ "Детский сад N 17" просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.12.2019 г N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема" (далее - Приказ 191), во исполнение пункта 5 постановления Правительства Оренбургской области от 06.06.2019 N 356-пп "Об осуществлении закупок малого объема для обеспечения нужд Оренбургской области", в перечень информационных систем для осуществления закупок малого объема (далее - информационные системы) входит в том числе электронный магазин закупок малого объема электронной площадки РТС-тендер, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://orb-zmo.rts-tender.ru/.
Из пункта 2.1 Приказа 191 следует, что во исполнение пункта 5 постановления Правительства Оренбургской области от 06.06.2019 N 356-пп "Об осуществлении закупок малого объема для обеспечения нужд Оренбургской области", в целях реализации механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в электронной форме, а также в целях определения порядка проведения закупок неконкурентным способом осуществления закупок, предусмотренным подпунктом "а" пункта 21.1, пунктом 21.3 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного приказом министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 20.12.2019 N 180 (далее - закупки малого объема), утверждён Порядок осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (приложение N 1 к настоящему приказу).
В соответствии с п. 1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), настоящий Порядок разработан в целях реализации механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в электронной форме, а также в целях определения порядка проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" неконкурентным способом осуществления закупок, предусмотренным пунктами 21.2, 21.3 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 180 (далее - Типовое Положение).
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), информационные системы (далее - ИС), указанные в пункте 1 настоящего приказа, обеспечивают возможность проведения закупок малого объема способами, предусмотренными пунктом 7 настоящего Порядка, обмена документами, заключения контрактов (договоров) по результатам проведения закупок малого объема. ИС также предоставляют возможность получения информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с п. 4 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), выбор ИС для проведения закупок малого объема осуществляется заказчиками самостоятельно.
В соответствии с п. 6 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема проводятся заказчиками одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, - также путем выбора одного из имеющихся предложений участников, размещенных в ИС (оферт) или без использования ИС.
В соответствии с п. 7 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема могут быть осуществлены заказчиками путем проведения котировочных сессий, формирования потребностей или иным способом, предусматривающим необходимость размещения заказчиками в ИС информации о своей потребности (о закупаемом товаре, работе, услуге (иных условиях проведения закупки)) (далее - сведения о закупке), подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, победителем в которой признается участник ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора).
Срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика.
Внесение изменений в сведения о закупке не допускается.
Заказчик вправе отказаться от проведения процедуры ЗМО до окончания срока подачи предложений на участие в ЗМО.
В соответствии с п. 7.1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), сведения о закупке должны содержать следующую информацию и документы:
- описание объекта закупки;
- начальная (максимальная) цена контракта (договора) и информация о количестве закупаемого товара, объеме подлежащей выполнению работы, оказанию услуги. В случае если количество закупаемого товара, объем подлежащей выполнению работы, оказания услуги невозможно определить, сведения о закупке должны содержать начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (договора);
- проект контракта (договора).
Заказчик вправе включить в сведения о закупке иные сведения, информацию и документы.
В соответствии с п. 8 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), в целях осуществления закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик формирует сведения о закупке с использованием государственной информационной системы "Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области" (далее - ГИС РИС) и направляет их в ИС.
Заказчики муниципальных районов, городских округов, городских поселений Оренбургской области формируют сведения о закупке с использованием ГИС РИС и направляют их в ИС или в соответствии с размещенными на сайтах ИС регламентами (инструкциями) работы и настоящим Порядком формируют указанные сведения непосредственно в ИС.
В соответствии с п. 9 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), при проведении закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик рассматривает информацию о характеристике товара, работы, услуги, которая поступила к нему исключительно посредством ИС. В случае предоставления участником ЗМО общего ценового предложения, без учета стоимости за каждую единицу товара, работы, услуги, отклонение заказчиком участника закупки по такому основанию не допускается.
В силу п. 10 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), в случае выявления заказчиком несоответствия участника ЗМО, подавшего предложение на участие, требованиям части 1 и (или) части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (при осуществлении закупки малого объема в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ) или требованиям к участникам закупки, предусмотренным Федеральным законом N 223-ФЗ и (или) Типовым Положением (при осуществлении закупки малого объема в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ) контракт (договор) с таким участником ЗМО не заключается.
Из положений п. 11 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191) следует, что требовать от участника ЗМО предоставления документов и информации, не предусмотренных сведениями о закупке, не допускается.
В соответствии с п. 13 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), заключение контракта (договора) в ИС осуществляется в электронной форме с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора), а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого признано лучшим после предложения участника ЗМО, в отношении которого были выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
18.07.2023 г. 07:06 (МСК) с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) Заказчиком размещена закупка на установку автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (монтаж) (N закупки 6371743).
Окончание срока подачи заявок на участие в закупке определено датой 18.07.2023 г. 11:10 (МСК).
Начальная цена закупки составляет 253 544,37 рублей.
В материалы дела представлен документ "Требования к составу предложения Участника" (далее - Требования), согласно которому, участник закупки обязан предоставить в составе предложения следующие документы и сведения:
1. Декларация о соответствии единым требованиям. При осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки (пп.1-12 п. 1 Требований):
2. Анкета участника
3. Выписка ЕГРЮЛ или ЕГРИП, учредительные документы.
4. Участник закупки должен предоставить номер службы поддержки. Консультирование по вопросам восстановления работоспособности оборудования - бесплатное, неограниченное. При невозможности восстановить работоспособность по телефону - выезд специалиста поставщика в рамках гарантийного обслуживания в течение одного часа после поступления заявки на адрес заказчика - бесплатное, неограниченное. На протяжение всего срока гарантии.
5. Участник закупки должен предоставить адрес не менее одного сервисного центра на территории г. Бузулука Оренбургской области для обеспечения оперативного выполнения необходимых работ по восстановлению оборудования и бесплатной замене неисправных компонентов. Непредставление сведений заявленных в данном требовании влечет отклонение заявки участника.
Согласно протоколу рассмотрения заявок N 6371743 от 18.07.2023 г., на участие в закупке подано 3 заявки.
Заявка ООО "Кристалл" (порядковый номер заявки на участие в закупке 3) с ценовым предложением 217 000,00 рублей (без НДС) признана не соответствующей требованиям со следующим обоснованием: "не соответствует требованиям заявки Участник закупки должен предоставить адрес не менее одного сервисного центра на территории г. Бузулука Оренбургской области для обеспечения оперативного выполнения необходимых работ по восстановлению оборудования и бесплатной замене неисправных компонентов. По адресу предоставленному поставщиком не зарегистрировано не одного сервисного центра".
В материалы дела представлена заявка ООО "Кристалл", согласно которой, настоящим участником закупки представлены следующая информация относительно п. 4-5 Требований к составу предложения Участника:
"Номер службы поддержки +79033949595. Консультирование по вопросам восстановления работоспособности оборудования - бесплатное, неограниченное. При невозможности восстановить работоспособность по телефону - выезд специалиста поставщика в рамках гарантийного обслуживания в течение одного часа после поступления заявки на адрес заказчика - бесплатное, неограниченное. На протяжение всего срока гарантии.
Адрес для обеспечения оперативного выполнения необходимых работ по восстановлению оборудования и бесплатной замене неисправных компонентов, Адрес: 7, 4-й микрорайон, Бузулук".
Между тем, представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с регламентом, установленным площадкой и Приказом 191, Заказчик осуществил проверку предложений, поступивших от оператора торговой площадки.
Исходя из выписки Единого государственного реестра физических лиц юридический адрес ООО "Кристалл": Оренбургская область, город Бугуруслан, улица Пригородная, дом 16. Дополнительных офисов на территории города Бузулука не зарегистрировано.
18.07.2023 г. Заказчиком в адрес ООО "Навилайн", зарегистрированного по адресу: Оренбургская обл., г. Бузулук,4 мкр-н, д.7, был направлен запрос исх. N 01-06/208 о подтверждении достоверности сведений, представленных ООО "Кристалл", относительно адреса сервисного центра для обеспечения оперативного выполнения необходимых работ по восстановлению оборудования и бесплатной замене неисправных компонентов.
Письмом исх. N 21 от 18.07.2023 г. ООО "Навилайн" ответило, что от предложения сотрудничества, поступившего по телефонному звонку от директора ООО "Кристалл" 18.07.2023 г., ООО "Навилайн" отказалось. Ответственность за работы, услуги, а также размещенную информацию в рамках закупки N 6371743 ООО "Навилайн" не несет.
Представитель заказчика также пояснил, что контактный номер телефона, указанный в заявке ООО "Кристалл", не является официальным номером сервисного центра.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дела документов, а также пояснений сторон, Инспекция Оренбургского УФАС России находит доводы ООО "Кристалл" необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 32-33 Правил, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
С учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема", нарушений Закона о контрактной системе в действиях Муниципального дошкольного общеобразовательного бюджетного учреждения города Бузулука "Детский сад N 17" при проведении закупки на установку автономной системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (монтаж) (N заказа 6371743), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 1 августа 2023 г. N 056/10/99-803/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023