Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик):
ООО "Рассвет" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18831-ЭП/23 от 21.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку комплектов светильников светодиодных с драйвером в сборе в целях реализации возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (извещение N 0872100001023000119),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплектов светильников светодиодных с драйвером в сборе в целях реализации возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (извещение N 0872100001023000119) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 660 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Рассвет".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Рассвет" заключен государственный контракт N 0872100001023000119 от 12.05.2023 на сумму 1 120 500,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.3.2, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 07.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Рассвет".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку комплектов светильников светодиодных с драйвером в сборе в целях реализации возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (далее - Товар) в срок до 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения Контракта (п. 3.1 Контракта).
В рамках исполнения Контракта Участником был отгружен Товар - "Комплект светильников светодиодных с драйвером в сборе", общим количеством 2000 шт. Кроме того, Участником в единой информационной системе размещен документ о приемке N 1 от 13.06.2023 на общую сумму 1 120 500,00 рублей, в том числе НДС 20 % - 186 750,00 рублей. Техническая документация (паспорт), а также технические характеристики на поставленный Товар, Участником не были предоставлены.
В ходе проведения экспертизы по инициативе экспертной комиссии Заказчика, утвержденной на основании Распоряжения "О создании экспертной комиссии для проведения экспертизы поставленного товара" от 14.06.2023 N 205, в ООО "ТК Профэнерджи" (далее - Производитель) направлен запрос (исх. N 23/6557 от 13.06.2023) о предоставлении пояснений по поставленному Товару.
На основании полученного ответа (исх. N 13 от 15.06.2023), Производитель Товара пояснил, что:
- светодиодная панель GLANZEN RPD-4000-32-40-G Участнику не отгружалась, так как была выпущена в ограниченном количестве для проведения выездной проверки со стороны Минпромторга России;
- паспорт Товара на момент поставки не может быть предоставлен, так как находится в разработке;
- маркировка на поставленном Заказчику Товаре не соответствует маркировке, применяемой Производителем.
Кроме того, экспертной комиссией установлено, что заявленные Участником технические характеристики Товара не соответствуют характеристикам, указанным на аналогичный Товар в Каталоге продукции на сайте Реестра российской промышленной продукции (https://gisp.gov.rU/goods/#/product/2701338).
Вышеуказанные обстоятельства не позволили экспертной комиссии Заказчика надлежащим образом осуществить экспертизу соответствия поставленного Товара требованиям спецификации, являющейся Приложением к Контракту.
Учитывая вышеизложенное, Заказчиком в адрес Участника был направлен запрос (исх. N 23/6735 от 16.06.2023) о необходимости предоставления в срок до 20.06.2023 письменных пояснений, связанных с возможной поставкой Товара ненадлежащего качества.
Экспертная комиссия Заказчика также приняла решение приостановить приемку поставленного Товара до момента получения от Участника информации в письменном виде, но не более, чем на срок, указанный в п. 3.8 Контракта.
Учитывая, что к установленному сроку письменные пояснения от Участника по вышеизложенным вопросам не были получены, Участник был уведомлен (исх. N 23/7032 от 23.06.2023) о необходимости поставки Товара надлежащего качества в срок до 28.06.2023 согласно требованиям, указанным в Контракте, а также вывоза ранее поставленного Товара с адреса его доставки.
Вышеуказанное письмо Участник также оставил без ответа, как и направленный Заказчиком посредством ЕИС акт рекламации от 30.06.2023.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 1 ст. 463, ч. 2 ст. 475, ч. 2. ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пп. 4.3.2, 12.2 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Рассвет" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 20.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Рассвет" не имело намерения уклониться от исполнения Контракта, что подтверждается следующим:
После признания ООО "Рассвет" победителем в закупке, Участником был приобретен Товар, необходимый для Заказчика (УПД N 18 от 02.05.2023, УПД N 19 от 02.05.2023, УПД N 20 от 02.05.2023). Вместе с Товаром Участнику были переданы сертификат о происхождении Товара СТ-1, инструкция по эксплуатации Товара.
Участник на основании п. 3.1 Контракта направил в адрес Заказчика письмо, в котором сообщал, что поставка всего объема Товара по Контракту планируется на 09.06.2023.
После поставки Товара Заказчик провел экспертизу, в результате которой было выявлено что поставленный Товар не отгружался ООО "Рассвет", маркировка не соответствует маркировки производителя, так же паспорт Товара на момент поставки не мог быть предоставлен так как находился на стадии разработки, так как светодиодные панели GLANZEN RPD-4000-32-40-G были выпущены в ограниченном количестве для выездной проверки Минпромторга России.
Товар, поставленный для Заказчика, светодиодная панель GLANZEN RPD-4000-32-40-G была приобретена Участником у ИП Москалева В.М. После получения от Заказчика акта рекламации на поставленную продукцию, Участник 03.07.2023 направил претензию с требованием предоставить пояснения по сложившейся ситуации и заменить Товар, так как он является контрафактным.
Так же Участник предлагал Заказчику произвести замену поставленного Товара на аналогичный Товар по техническим характеристикам, но Заказчик отказался.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Рассвет" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Рассвет" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Рассвет" (ИНН: 7726473384), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 июля 2023 г. N РНП-78-1058/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023