Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБОУ СОШ N 362 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "НИКА" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17733-ЭП/23 от 11.07.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку мебели для читального зала и кабинетов географии (извещения N 0372200191223000072) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 19.06.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200191223000072.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 975 800,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2-3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Комиссией УФАС установлено, что Раздел 2 Приложения N 3 "Требования к содержанию заявки" содержит следующую инструкцию по заполнению заявки:
"Инструкция по заполнению первой части заявки.
При описании объекта закупки установлены показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие товаров, установленным заказчиком требованиям.
При этом установлены требования к максимальным и/или минимальным значениям показателей, альтернативным значениям показателей, а также требования к показателям, значения которых не могут изменяться. К числовым значениям в рамках настоящей инструкции относятся значения, имеющие единицу измерения. Участник обязательно должен указать единицы измерения числовых значений (при наличии). Конкретное значение показателя - единственное значение, указываемое участником закупки в соответствии с правилами инструкции, без использования слов и/или символов, указывающих на минимальность и/или максимальность значения показателя. Показатели нагрузки указываются в неизменном виде. Диапазон конкретных значений показателя - интервал значений, указываемый участником закупки в соответствии с правилами инструкции. При указании диапазона конкретных значений показателя, участник закупки должен указать конкретное значение нижней границы диапазона и конкретное значение верхней границы диапазона. Диапазон конкретных значений показателя не должен сопровождаться словами и/или символами, используемыми Заказчиком при установлении требований к максимальным и/или минимальным значениям показателей. В случае, если конкретные показатели товара будут сопровождаться словами "должен", "должна", "должны", "должно", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должно быть", которые не позволят конкретизировать значения товаров такие заявки участников будут отклонены как несоответствующие требованиям документации, как содержащие неконкретные значения показателей товара. Правило об указании показателя в неизменном виде является приоритетным. Показатели, сопровождающиеся словосочетанием "не более", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя равное исходному значению или одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом словосочетание "не более" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словосочетанием "не выше", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя равное исходному значению или одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом словосочетание "не выше" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся символом "", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя равное исходному значению и одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом символ "
" не должен содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словом "менее", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом слово "менее" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словом "ниже", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом слово "ниже" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словом "до", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом слово "до" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся символом "<", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом символ "<" не должен содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словосочетанием "не менее", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя равное исходному значению или одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом словосочетание "не менее" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словосочетанием "не ниже", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя равное исходному значению или одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом словосочетание "не ниже" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся символом "
", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя равное исходному значению или одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом символ "
" не должен содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словом "более", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом слово "более" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словом "выше", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом слово "выше" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся словом "от", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом слово "от" не должно содержаться в заявке участника. Показатели, сопровождающиеся символом ">", являются минимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя больше исходного значения, при этом символ ">" не должен содержаться в заявке участника. Если требование к минимальному и максимальному значению показателя установлено в представленном порядке "не менее_ и не более_", "более_ и менее
", "не более
, не менее
", символами "
и <
", "<
и
", ">
и <_" участник закупки указывает одно конкретное не интервальное значение показателя. Если требование к минимальному и максимальному значению показателя сопровождается в представленном порядке словами "не менее_, не более_" "не более_ и не менее_", "менее_ и более_" участник закупки указывает два конкретных не равных между собой значения в рамках установленного диапазона. Если требование к минимальному и максимальному значению показателя сопровождается словами "от_ до_", либо разделено символом "-", участник закупки указывает одно конкретное не интервальное значение показателя, входящее в заданный диапазон, установленный в описании объекта закупки, исключая крайние значения, а в случае если указано, что значение определяется в диапазоне, при этом требование к минимальному и максимальному значению показателя разделено символом "-", то участник должен указать диапазон значения показателя шире установленного (значение нижней границы должно быть указано менее установленного, значение верхней границы должно быть указано более установленного). В случае установления альтернативных вариантов значения показателя, с применением символа "/", потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования символа "/". Показатели, имеющие символ "/" в составе единицы измерения указываются в неизменном виде. В случае установления альтернативных вариантов значения показателя, с применением символа ";" участник указывает один, любой из вариантов таких значений без использования символа ";", исключением из правила является случай, если непосредственно перед числовыми значениями показателя разделёнными символом ";" установлен знак ":" тогда участник должен указать в заявке все показатели. В случае установления альтернативных вариантов значения показателя, с применением слова "или", потребностям Заказчика удовлетворяет один, любой из вариантов таких значений, т.е. участник указывает одно конкретное значение, без использования слова "или". Выбрав одно из альтернативных значений показателей товара, участнику необходимо указать значения соответствующих характеристик товара именно для выбранного значения показателя. Участник закупки не указывает конкретные значения показателей для невыбранного значения. В случае установления заказчиком требования к значению показателя с использованием символа "
", участник указывает одно конкретное значение в рамках диапазона возможных значений показателя, без использования символа "
". Числовое значение, заключенное в круглые скобки, "(_)", является не изменяемым, указываются участником в неизменном виде. Минимальное и/или максимальное требование установленное к размерам при их перечислении через знак "х" следует читать как требование конкретизировать каждый размер, в соответствии с правилами инструкции. При указании сведений о конкретных показателях товара, участник закупки обязан указать единицы измерения показателей. Все другие слова, словосочетания, символы, устанавливают требования к значениям показателей, которые не могут изменяться и указываются в неизменном виде. Правило об указании показателей в неизменном виде является приоритетным
Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Информация о конкретных показателях (характеристиках) товара", установленной в Таблице 1.".
Комиссия УФАС отмечает, что положения инструкции, которые содержат многочисленные правила предоставления конкретных показателей товаров, а также документация усложняют возможность участия в закупке, поскольку провоцируют участников закупки допускать ошибки при предоставлении конкретных показателей товара, что в последующем может явиться основанием для отклонения заявок участников закупки.
Документация о проведении закупки не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.
В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.
Положения документации обязывают участника закупки предоставить информацию о конкретных показателях товаров, в том числе используемых для выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом закупки.
Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем случае, в том числе инструкция по заполнению заявки, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В силу ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
В силу пп. 2 ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная п. 1, 3 и 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе;
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В силу пп. а) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 48 Закона о контрактной системе) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пп. 2 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки.
По результатам рассмотрения первых частей заявок в отношении заявки N 21 принято решение о несоответствии заявки требованиям извещения на основании:
"П.1 ч.5 ст.48: несоответствие информации и документов, предусмотренных пп.а, б, г, д п.2 ч.1 ст.43, извещению.
Основания отклонения заявки
П. 3 "Стол письменный тип 9" в заявке участника указано: "Каркас изделия оснащен регулируемыми по высоте 20 мм подпятниками для компенсации неровностей пола", в описании объекта закупки заявлены требования: "Каркас изделия оснащен регулируемыми по высоте на менее 20 мм подпятниками для компенсации неровностей пола"
Показатели, сопровождающиеся словом "менее", являются максимальными значениями, это означает, что участник должен указать одно конкретное значение показателя меньше исходного значения, при этом слово "менее" не должно содержаться в заявке участника.".
Таким образом Комиссия УФАС констатирует, что отклонения заявки участника является неправомерным.
Следовательно, в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии усматриваются нарушения пп. а п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, а довод жалобы обоснованным.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НИКА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42, пп. а п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июля 2023 г. N 44-2930/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023