Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N6" (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
ИП Подгайской Е.А (далее - Заявитель), уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17858-ЭП/23 от 12.07.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N6" (извещение N 0372200070823000091) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 12.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200070823000091.
Начальная (максимальная) цена контракта - 601 440,05 рублей.
ИП Подгайская Е.А. в жалобе указала на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении непредусмотренных Законом о контрактной системе требований к участникам закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пп. "н" ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В силу ч. 2 ст. 31 Закон о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В ходе заседания Комиссии УФАС, Заказчиком были даны письменные пояснения из которых следует, что порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее - Порядок), утверждён Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н.
В силу п. 12.4 и 31.4 Порядка, при проведении предварительных и периодических осмотров женщин в возрасте старше 40 лет требуется проведение маммографии обеих молочных желез в двух проекциях.
Из положений п. 4 Порядка следует, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющие право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее - медицинские организации).
Периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации.
Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
Таким образом, п. 4 Приказа N 29н прямо указывает на необходимость работниками перед проведением периодического осмотра мобильной медицинской бригадой врачей-специалистов пройти в медицинской организации диагностические исследования.
Указанная позиция подтверждается Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.09.2021 N АПЛ21-317 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N АКПИ21-320, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4
Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н".
Согласно Письму ФФОМС от 30.08.2018 N 10868/30/и "О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказанной пациентам с подозрением на онкологическое заболевание, н/или с установленным диагнозом онкологического заболевания", маммография выполняется в двух проекциях: краникаудальной и косой.
Последняя в наибольшем объеме отображает ткань органа и производится под углом 45 градусов для одновременной визуализации подмышечного отростка и лимфатических узлов.
Исследование выполняется с обеих сторон.
Указание на маммографию в двух проекциях свидетельствует о рентгенографической маммографии (поскольку при электроимпедансной маммографии получается 3-D изображение).
Аналогичная позиция о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников в рамках приказа Минздрава России от 28.01.2021 N° 29н с использованием рентгенографической маммографии изложена в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.04.2020 г. N 28-4/438, ссылка на которое содержится в решении Новосибирского УФАС России от 01.07.2022 No 054/01/18.1-1143/2022.
Также Заявитель не конкретизированы доводы о предьявлении дополнительных требований к Исполнителю помимо наличия действующей лицензии, содержащей перечень услуг: "медицинские осмотры (предварительные, периодические"), "экспертиза профессиональной пригодности".
Так, в соответствии с пп. "н" раздела 2 ("Состав заявки на участие в электронном конкурсе") приложения 3 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к документам, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям Заказчиком установлена выписка из реестра лицензий на право осуществления медицинской деятельности в соответствии с п. 46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N° 99-ФЗ "0 лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 No 852 "0 лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" по одному адресу места осуществления медицинской деятельности. В лицензии должны быть указаны следующие разрешенные виды услуг по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), экспертизе профессиональной пригодности.
Аналогичные требования установлены в Инструкции по заполнению заявки (Раздел 3 Приложения 3 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме).
Также следует отметить, что в соответствии с Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению Заказчиком установлен критерий, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона No44-ФЗ ("Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации").
При этом Комиссией УФАС установлено, что отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший обращение вправе представить для рассмотрения доводов по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС отмечает, что Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения заседания Инспекции, на указанное заседание не явился, не направил своих представителей, а также не представил дополнительных письменных пояснений.
При установленных обстоятельствах Инспекция УФАС приходит к выводу, что в оспариваемой части в действиях Заказчика не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе, следовательно, доводы обращения не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Подгайской Е.А не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 июля 2023 г. N 44-2937/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023