Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Городская поликлиника N 120" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителя ООО "АРМТЭКС" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19446-ЭП/23 от 27.07.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест (АРМ) для СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 120" для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 13.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200115723000077. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 968 964,00 рублей.
В жалобе ООО "АРМТЭКС" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки Заказчиком определен как поставка автоматизированных рабочих мест.
Из пояснений Заказчика следует, что его потребность заключается в приобретении комплексного оборудования, обеспечивающего автоматизацию рабочего процесса, а не его отдельных элементов, таких как клавиатура, монитор, системный блок, на что указал Заявитель в своей жалобе.
Также Заказчиком указано, что до 01.03.2023 в "Общероссийском Классификаторе Продукции по видам экономической Деятельности" отсутствовал код "Автоматизированное рабочее место", в связи с чем использовался либо код 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", либо 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных". В связи с этим, закупки автоматизированных мест проводились в соответствии с существующими ОКПД2 и соответствующими КТРУ.
При этом, 01.03.2023 на основании приказа Росстандарта от 19.01.2023 N 22-ст N 78/2023 в Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности внесен код 26.20.15.150 "Автоматизированное рабочее место".
Согласно ГОСТ 34.003-90 "Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения (с Поправкой)", автоматизированное рабочее место; АРМ: программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. Код КТРУ по коду ОКПД2 26.20.15.150 Автоматизированное рабочее место отсутствует.
В соответствии с п. 7 Правил использования каталога товаров работ и услуг для обеспечения государственных нужд утв. постановление Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N145 "В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В аукционной документации Заказчик указал ограничения ограничение допуска по Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление 878), ограничения на программные решения средств доверительной загрузки в согласно постановлению правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). П. 1.42 "Требований к значениям показателей (характеристик) товара": "Программный модуль доверенной загрузки (СДЗ) должен быть зарегистрирован в Едином Реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Согласно постановлению правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд")".
Предметом закупки, удовлетворяющим потребностям заказчика является "Автоматизированное рабочее место" программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности. Разбивка технических характеристик и приведение их в соответствии с КТРУ (Код позиции КТРУ: 26.20.17.110-00000001-26.20.17.110-00000040 с 03.12.2022); Клавиатура (Код позиции КТРУ: 26.20.16.110-00000001-26.20.16.110-00000004 с 01.10.2020); Мышь компьютерная (Код позиции КТРУ: 26.20.16.170-00000001-26.20.16.170-00000004 с 01.10.2020); Системный блок (Код позиции КТРУ: 26.20.15.000-00000001-26.20.15.000-00000028 с 22.06.2023) приведет к ограничению участников предлагающих автоматизированные рабочие места, что нарушает ч.1 п.1 статьи 33 44-ФЗ запрещает устанавливать требования к товарам, информации, работам и услугам, влекущие за собой ограничение числа участников.
Таким образом, из вышеприведённого определения следует, что приобретаемое Заказчиком оборудование представляет собой совокупность взаимосвязанных программно-аппаратных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности. При этом, отдельные элементы указанной системы сами по себе не являются автоматизированным рабочим местом и их приобретение как отдельных элементов может привести к неудовлетворению потребности Заказчика по автоматизации соответствующих рабочих мест, поскольку потребует дополнительной настройки и отладки, как единого аппаратного комплекса.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что все описание объекта закупки должно быть произведено исключительно в соответствии с требованиями КТРУ. Без добавления дополнительных характеристик, вроде:
Чипсет |
х |
х |
Н510 или эквивалент |
Наличие средств доверенной загрузки, сертифицированных ФСТЭК |
х |
х |
наличие |
Средство режима работы USB-портов системной платы (для обеспечения безопасности информации, хранящейся на системном блоке) |
х |
х |
Должна быть обеспечена работа USB-портов системной платы с USB устройствами (клавиатура и мышь), должна блокироваться передача данных на внешние носители; должен быть режим, позволяющий только чтение данных с внешних USB-устройств, но блокирующий запись на них; должен быть режим, блокирующий как запись, так и чтение с внешних USB-носителей; должен быть режим, позволяющий запись и чтение данных только с доверенных внешних USB-устройств (список доверенных устройств определяется пользователем), в случае подключения USB-устройства, не входящего в список доверенных, должно быть оповещение пользователя о невозможности записи на данное устройство; наличие русифицированного графического интерфейса управления режимами USB портов. Для обеспечения защиты информации и данных, хранящихся на системном блоке, защиты от несанкционированного использования внешних USB-устройств |
Средство режима работы USB-портов |
х |
х |
наличие |
Поддержка HDTV |
х |
х |
наличие |
Выход на наушники устройства отображения информации |
х |
х |
наличие |
Степень защиты корпуса |
>IP20 |
х |
х |
По мнению заявителя, данные требования не предусмотрены ни одним из вышеуказанных кодов КТРУ.
Заказчик в своих пояснениях указывает, что является зарегистрированным оператором обработки персональных данных и объектом Критической Информационной Инфраструктуры (КИИ). В информационных системах Заказчика веется обработка ИСПДН-С (Специальные) более 100000 субъектов, не являющихся сотрудниками оператора, и определен тип актуальных угроз 3 типа. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 г N1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" заказчик обязан обеспечивать уровень защищенности не ниже УЗ-2
В соответствии с приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г N21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" определяются меры защиты персональных данных в соответствии с уровнем защищенности. Для УЗ-2 определен целый ряд организационных и технических мероприятий, в том числе использование средств доверительной загрузки и средства контроля от копирования.
В соответствии с приказом ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г N21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" определяются меры защиты персональных данных в соответствии с уровнем защищенности, в соответствии с Требованиями к средствам доверенной загрузки утверждёнными приказом ФСТЭК России от 27 сентября 2013 г. N119 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2013 г., рег. N30604), Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах (утв. приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 г. N 17) определено пунктами 2, 8-13, 18.5, 20, 20.4, 20.12 и др. а также Приложением N 2 к Требованиям о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, указание заказчиком требований к системам доверительной загрузки и контроля работы USB портов в Описании объекта закупки является обоснованным и не содержит признаков избыточности.
Заявителем был написан запрос на разъяснение положений документации с просьбой внести изменения в техническое задание. Заказчиком внесены изменения в извещение. В частности, в п. 1.38 "Требований к значениям показателей (характеристик) товара" показатель товара "Чипсет" изменен с "Н510" на "Н510 или эквивалент".
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "АРМТЭКС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 августа 2023 г. N 44-3220/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023