Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ СОК Колпинского района "Ижорец" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Грибкова Виктория Евгеньевна (далее - Участник, Исполнитель, ИП Грибкова В.Е.): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18993-ЭП/23 от 24.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа на оказание услуг по заказу автобусов на мероприятия (извещение N 0372200163323000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 23.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по заказу автобусов на мероприятия (извещение N 0372200163323000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 460 232,74 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 02.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Грибкова В.Е.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Грибковой В.Е. заключен государственный контракт N ЭА-000243 от 27.12.2022 на сумму 460 232,74 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался по заявке Заказчика оказывать услуги по заказу автобусов на мероприятия, а именно, оказывать транспортные услуги для перевозки пассажиров Заказчика на мероприятия в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту (далее - Услуги)
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Грибковой В.Е. на основании следующего:
01.05.2023 в нарушение заявки Заказчика на оказание услуг от 26.04.2023 исх. N466 Исполнитель не обеспечил одновременную подачу двух запрашиваемых Заказчиком транспортных средств, вследствие чего перевозку пассажиров Заказчика не произвел.
Запрашиваемые Заказчиком транспортные средства (на 16 и 50 посадочных мест) заказывались одновременно - в рамках одной заявки и под одно мероприятие, на которое двумя автобусами должна была быть обеспечена доставка одной команды участников мероприятия (пассажиров Заказчика). Между тем, в назначенный день оказания услуги (01.05.2023) Заказчик произвел подачу автобуса вместимостью 12-16 посадочных мест, а подачу автобуса вместимостью 50 посадочных мест Исполнитель не обеспечил. При этом в отсутствие автобуса на 50 посадочных мест перевозка пассажиров Заказчика утратила интерес для Заказчика, поскольку Заказчиком не обеспечивалось участие всех членов команды (пассажиров Заказчика) в мероприятии.
При этом Исполнитель не вправе в одностороннем порядке изменять количество услуг по Контракту и порядок их оказания, например, посредством дробления единой заявки Заказчика на части. Так, услуги, запрашиваемые Заказчиком в рамках одной заявки, должны были быть оказаны Исполнителем надлежащим образом - полностью, в соответствии с условиями заявки и требованиями Контракта.
Указанные факты неисполнения ИП Грибковой В.Е. обязательств предусмотренных Контрактом были зафиксированы Заказчиком в своем письменном требовании от 05.05.2023 исх. N518, направленном в адрес Исполнителя по электронной почте, указанной в Контракте, а также посредством функционала Единой информационной системы.
Письмом Заказчика от 05.05.2023 исх. N518 был зафиксирован факт нарушения Исполнителем существенных условий Контракта, а также предъявлено требование об уплате предусмотренной Контрактом неустойки за неисполнение, а также ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств предусмотренных Контрактом (п.1.1., п.4.1.9). Указанное требование Заказчика осталось без внимания со стороны Исполнителя (добровольно не удовлетворено).
17.05.2023 Исполнитель допустил повторное неисполнение заявки Заказчика от 04.05.2023 исх. N511. По условиям такой заявки Заказчиком был запрошен один автобус вместимостью 45 посадочных мест на 17.05.2023 к 10:30.
Учитывая, что пассажирами Заказчика по условиям заявки являлись дети в возрасте до 18 лет, Исполнитель был дополнительно проинструктирован представителем Заказчика о необходимости соблюдения Исполнителем возложенного на него обязательства подать уведомление об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции на районном уровне (п. 3.17. Контракта).
В день подачи транспортного средства, указанного в заявке Заказчика (17.05.2023), подачу автобуса Исполнитель не обеспечил и, как следствие, перевозку пассажиров Заказчика не осуществил. Указанные факты были зафиксированы Заказчиком в акте о неподаче транспортного средства от 17.05.2023.
В связи с повторным неисполнением Исполнителем существенных условий Контракта Заказчиком 24.05.2023 было подготовлено и направлено в адрес Исполнителя очередное требование (исх.N608) об уплате неустойки предусмотренной Контрактом за неисполнение Исполнителем обязательств по Контракту. Указанное требование Заказчика также не было принято во внимание Исполнителя (добровольно не удовлетворено).
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.07.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель ИП Грибковой В.Е. на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
01.05.2023 по заявке Исполнитель предоставил Заказчику два автобуса Ютонг А620-МХ198 (вместимостью 54 мест), Ютонг М283ТЕ198 (вместимостью 50 мест). По прибытию на место подачи транспортное средство (далее - ТС) Ютонг А620-МХ 198 поломалось, о чем был составлен акт о неисправности.
В соответствии с условиями Контракта Исполнитель принял решение заменить ТС Ютонг А620-МХ198 на ТС Ютонг Х599-МР178, о чем было сообщено по телефону Заказчику. По причине отсутствия времени на ожидание подменного транспорта, а также, что по мнению Заказчика перевозка пассажиров в отсутствие автобуса на 50 посадочных мест утрачивает всякий интерес, Заказчик отказался от подменного автобуса. Однако, подменное автотранспортное средство Ютонг Х599-МР178 имеет вместимость 53 места.
Таким образом, 01.05.2023 Исполнитель осуществил все необходимые действия для оказания услуг.
04.05.2023 на почту Исполнителя поступила заявка Заказчика N511 на оказание услуг 17.05.2023. Исполнитель сообщил по телефону Заказчику о том, что для оказания услуг необходимо предоставить списки детей. Однако списки пассажиров (детей) не были предоставлены Заказчиком.
В соответствии с 3.17 Контракта Исполнитель в порядке и сроки, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1527 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (далее - Постановление) обеспечивает в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке подачу уведомления об организованной перевозке группы детей.
В соответствии с Приказом МВД России от 23.06.2021 N469 "Об утверждении формы уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами" (далее- Приказ) для подготовки уведомления необходимы сведения о пассажирах, а именно: фамилия, имя, отчество (при наличии) детей, включенных в состав группы, возраст или дата рождения каждого ребенка, номера телефонов родителей (законных представителей) ребенка (п.6.1. Приказа).
Учитывая, что Исполнитель не располагал вышеуказанными сведениями, а также, что перевозка детей без уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами запрещена, Исполнитель не согласовал Заявку Заказчика от 04.05.2023 N511.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Грибковой В.Е. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Грибковой В.Е. предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ИП Грибковой В.Е. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Грибковой В.Е. (ИНН: 470709392265) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 июля 2023 г. N РНП-78-1069/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023