Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 19530-ЭП/23 от 28.07.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту в рамках субсидии федеральному бюджету из бюджета Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению полиции ГУ МВД России (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872100001023000186. Начальная (максимальная) цена контракта - 40 325 457, 20 рублей.
В жалобе ИП Тожибаев З.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса".
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В силу п. 31 Правил, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Из извещения о проведении закупки следует, что Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
2 |
3 |
Цена контракта |
Оценка заявок по критерию "Цена контракта" осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения. Значимость критерия оценки составляет 60 процентов. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
Оценка заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" осуществляется в соответствии с Разделом IV Положения. Значимость критерия оценки составляет 10 процентов. В соответствии с п.п. "б" п. 7 Положения, сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов. В соответствии с п.п. "в" п. 7 Положения, оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами Комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. В соответствии с п.п. "а" п. 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" применяются детализирующие показатели. |
Качественные характеристики объекта закупки |
В соответствии с п.п. "б" п. 8 Положения, в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов. В соответствии с п.п. "в" п. 8 Положения, оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами Комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
Перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: конкретные показатели товаров, поставляемых при выполнении работ |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки "Перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: конкретные показатели товаров, поставляемых при выполнении работ", составляет 100 процентов. Оценка заявок по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" осуществляется по шкале оценки, установленной в п. 23 Положения: 1) Наличие характеристики объекта закупки - 100 баллов; 2) Отсутствие характеристики объекта закупки - 0 баллов. Перечень подтверждающих документов: В свободной форме указываются характеристики (конкретные показатели) предлагаемого участником закупки товара, поставляемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие такого товара требованиям Заказчика, в части соответствия представленных в заявке показателей значениям показателей, установленным в п. 5 Приложения N 2 к Извещению о проведении электронного конкурса. В случае отсутствия данной информации по показателю будет присвоено 0 баллов. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" осуществляется в соответствии с Разлелом V Положения. Значимость критерия оценки составляет 30 процентов. В соответствии с п.п. "б" п. 7 Положения, сумма величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки составляет 100 процентов. В соответствии с п.п. "в" п. 7 Положения, оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами Комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. В соответствии с п.п. "а" п. 8 Положения, в случае применения показателей оценки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяются детализирующие показатели. |
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
В соответствии с п.п. "б" п. 8 Положения, в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов. В соответствии с п.п. "в" п. 8 Положения, оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами Комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
Общая цена исполненных участником закупки договоров |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров", составляет 30 процентов. Оценка заявок по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Общая цена исполненных участником закупки договоров" осуществляется по формуле, установленной в п.п. "б" п. 20 Положения. Лучшим является наибольшее значение показателя оценки, детализирующего показатель оценки. Оценивается общая цена исполненных участником закупки государственных контрактов и/или муниципальных контрактов и/или договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, заключенных в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и /или гражданско-правовых договоров. К оценке принимается исключительно исполненные государственные контракты и/или муниципальные контракты и/или договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются документы: исполненные государственные контракты и/или муниципальные контракты и/или договоры, акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких государственных контрактов и/или муниципальных контрактов и/или договоров, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Последний акт, составленный при исполнении государственного контракта и/или муниципального контракта и/или договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
Общее количество исполненных участником закупки договоров |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров", составляет 30 процентов. Оценка заявок по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров" осуществляется по формуле, установленной в п.п. "б" п. 20 Положения. Лучшим является наибольшее значение показателя оценки, детализирующего показатель оценки. Оценивается общее количество исполненных государственных контрактов и/или муниципальных контрактов и/или договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, заключенных в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и /или гражданско-правовых договоров. К оценке принимается исключительно исполненные государственные контракты и/или муниципальные контракты и/или договоры, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются документы: исполненные государственные контракты и/или муниципальные контракты и/или договоры, акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких государственных контрактов и/или муниципальных контрактов и/или договоров, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Последний акт, составленный при исполнении государственного контракта и/или муниципального контракта и/или договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", составляет 40 процентов. Оценка заявок по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" осуществляется по формуле, установленной в п.п. "б" п. 20 Положения. Лучшим является наибольшее значение показателя оценки, детализирующего показатель оценки. Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки государственного контракта и/или муниципального контракта и/или договора с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, заключенного в соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и /или гражданско-правового договора. К оценке принимается исключительно исполненный государственный контракт и/или муниципальный контракт и/или договор, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при исполнении которых подрядчиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). К оценке принимаются документы: исполненный государственный контракт и/или муниципальный контракт и/или договор, акты приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого государственного контракта и/или муниципального контракта и/или договора, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Последний акт, составленный при исполнении государственного контракта и/или муниципального контракта и/или договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. |
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что объектом закупки, согласно извещению, является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Следовательно, в рассматриваемом случае при установлении порядка оценки заявок Заказчик был обязан руководствоваться требованиями п. 31 Положения, вместе с тем, Заказчик пренебрег указанным положением и установил в качестве одного из нестоимостных критериев - критерий "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что недопустимо в силу прямого запрета, установленного п. 31 Правил.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное нарушение повлияло на его права и законные интересы.
В частности, из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.07.2023 NИЭОК1 следует, что Заявитель не принимал участие в закупке, а выявленное нарушение не повлияло на результаты рассматриваемой закупки.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 августа 2023 г. N 44-3226/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023