Резолютивная часть оглашена
26.07.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МКУ г.о.Сызрань "СызраньСтройЗаказчик" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Строительная компания "Север" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: "Капитальный ремонт пищеблока СП (ДОУ N 10) ГБОУ СОШ N 29, ул. Гоголя, 15а" (извещение N 0142200001323006083, начальная (максимальная) цена контракта - 2 027 892, 43 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Общества с надлежаще оформленными доверенностями,
УСТАНОВИЛА:
11.04.2023 между Заказчиком и Обществом заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту пищеблока СП (ДОУ N 10) ГБОУ СОШ N 29, ул. Гоголя, 15а.
В соответствии с пунктом 4.1.1. муниципального контракта N 6083 от 11.04.2023, а также Техническим заданием срок выполнения работ установлен до 01.07.2023.
Пунктом 10.7 муниципального контракта установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ (при его наличии) или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ).
Поскольку Общество к выполнению работ по состоянию на 06.07.2023 не приступило, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика сформировано и подписано в ЕИС 06.07.2023, получено Обществом 06.07.2023, соответственно, вступило в силу 18.07.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно представленным пояснениям Общества, согласно графику работ, который был направлен должностному лицу Заказчика, сроком окончания выполнения работ по контракту было определено 25.06.2023.
Однако, после устного общения должностное лицо Заказчика не допустило Общество к выполнению работ на двух объектах, предложив сначала закончить работы на одном объекте, а потом начать на другом.
06.06.2023 в адрес Заказчика было направлено письмо о согласовании материала для выполнения отделочных работ, однако данное письмо осталось без ответа.
07.06.2023 в адрес Заказчика направлено письмо о предоставлении проектов вентиляции на объектах, расположенных по адресам: г.Сызрань, ул.Студенческая, 6, г.Сызрань, ул.Гоголя, 15а.
08.06.2023 в адрес Заказчика направлено письмо о предоставлении проектов вентиляции и электрики на объектах, расположенных по адресам: г.Сызрань, ул.Студенческая, 6, г.Сызрань, ул.Гоголя, 15а, без которых Общество не имеет права приступить к работам.
При этом, Обществом в помещениях пищеблока ДОУ N 10 осуществлен демонтаж покрытия стен из плиток, сантехнического оборудования, отбивка штукатурки стен, потолков, демонтаж покрытия полов из керамических плиток, демонтаж кабеля электрического.
Обществом были самостоятельно подготовлены проекты вентиляции и электричества и направлены Заказчику посредством электронной почты, однако не были согласованы Заказчиком.
В связи с изложенным, Общество не имело права приступать к выполнению работ по контракту.
Вместе с тем, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт неисполнения контракта.
05.05.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о приостановке эксплуатации здания, в котором располагается СП (ДОУ N 10) ГБОУ СОШ N 29 ул.Гоголя, 15а на время проведения ремонтных работ с 08.05.2023 по 09.06.2023.
17.05.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо, из которого следует, что по состоянию на 17.05.2023 ООО "СК "Север" к работам не объекте не приступило, в связи с чем Обществу необходимо в кратчайшие сроки приступить к выполнению работ на объекте.
25.05.2023 Заказчиком направлено требование немедленно приступить к работам на объекте.
Доказательств, свидетельствующих об отказе Заказчиком в допуске Общества к выполнению работ по адресу: г.Сызрань, ул.Студенческая, 6, в антимонопольный орган не представлено.
Согласно пункту 4.2.8 Контракта Подрядчик вправе приступить к выполнению работ только после согласования Заказчиком возможности использования товара, в случае, если Заказчик воспользовался правом, предусмотренном в п. 4.2.1 настоящего Контракта.
Пунктом 4.2.1. Контракта определено, что перед выполнением соответствующих работ по настоящему контракту Заказчик вправе потребовать, а Подрядчик обязан предоставить на утверждение Заказчику по адресу Объекта, образцы материалов (далее - товар) в стандартной упаковке, соответствующей по качественным и иным характеристикам извещения об осуществлении закупок, условиям настоящего контракта.
Письмом от 20.06.2023 N 646/окр Заказчик в ответ на письмо о согласовании материалов сообщил Обществу, что в связи с искажением цветопередачи при просмотре образцов в электронном виде, на согласование плитки керамической для облицовки стен, плитки керамогранитной напольной необходимо предоставить образцы в натуре.
Из представленных Обществом документов следует, что в адрес Заказчика на согласование был направлен только проект электричества. Проект вентиляции не направлялся.
Самарское УФАС России отмечает, что документами, входящими в состав извещения о Закупке, предоставление проектов вентиляции и электричества Подрядчику, также как и подготовка таких проектов Подрядчиком, не предусмотрены.
Общество, подавая заявку на участие в закупке, согласилось на выполнение работ на условиях, определенных извещением о закупке и входящими в его состав документами. Положения извещения о закупке в установленном порядке Общество не обжаловало, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавало.
На дату рассмотрения обращения из всех видов работ, предусмотренных контрактом и приложениями к нему, Общество выполнило только демонтажные работы а пищеблоке. В течение десяти дней с даты принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, отведенных для устранения недостатков по контракту, действия, направленные на исполнение обязательств по контракту не совершало.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Доказательств обратного в антимонопольный орган не представлено.
Заказчик в результате действий (бездействий) Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Также необходимо учитывать, что предметом закупки является социально значимый объект - капитальный ремонт пищеблока в образовательном учреждении. Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по обеспечению надлежащего содержания здания образовательного учреждения для детей.
Общественные отношения, направленные на удовлетворение публичных нужд государства в товарах (работах, услугах), характеризуются повышенной социальной значимостью, в связи с чем принятие участником закупки на себя обязательств по исполнению контрактов, заключенных с целью обеспечения публичных нужд, требуют от последнего проявления повышенной ответственности при исполнении таких контрактов (в том числе строгого соблюдения сроков выполнения работ, требований к качеству работ и т.д.).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества. выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Север" (ИНН 9721177642, ОГРН 1227700574815, КПП 772101001; адрес регистрации: 109202, РОССИЯ, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ НИЖЕГОРОДСКИЙ, 2-Я КАРАЧАРОВСКАЯ УЛ., Д. 1, СТР. 1, ПОМЕЩ. 1/2; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица: ИВЛЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (ИНН 643900353937), учредителе общества: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КАПИТАЛ" (ИНН 1227700574815) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Север", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица, учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 июля 2023 г. N РНП-63-176
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023