Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Наберухиной О.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "КМСЧ N 1" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку салфеток антисептических (изв. N 0356300042223000204),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300042223000204 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку салфеток антисептических.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 170 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.07.2023 г.
Заявитель обращает внимание на то, что Заказчик нарушает конкуренцию путем излишней детализацией параметров товара, в частности, Заказчик в материалах извещения требует конкретный размер салфеток, не предусматривая возможное отклонение параметров размера требуемого товара.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчик должен был предусмотреть, помимо требуемого, указанного в Приложении N 1 к Техническому заданию, и альтернативные виды спирта.
Заказчик в предоставленных возражениях на жалобу поясняет, что вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточняя его характеристики, так как потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Кроме того, Заказчик сообщает, что установленные требования к объекту закупки не приводят к ограничению количества участников закупки, так как на рынке представлены следующие производители требуемого товара:
1. ООО "МК Асептика";
2. ИП Голубков И.В.;
3. ООО "Грани";
4. ООО "ИНГАКАМФ".
Также Заказчик обращает внимание на то, что указанный в Приложении N 1 к Техническому заданию вид спирта был указан ввиду того, что данный вид спирта, обладающий дезинфицирующим действием, является основным спиртом, используемым в медицинских целях.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил следующие регистрационные удостоверения, указанный товар в которых, по мнению Заказчика, соответствует положениям Технического задания: N ФСР 2009/05438, N РЗН 2021/14086, N РЗН 2016/4491, N РЗН 2020/9832.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик также предоставил следующую информацию:
1. Регистрационное удостоверение N ФСР 2009/05438 от 18.03.2022 на салфетки антисептические из бумажного текстилеподобного материала стерильные производства ООО "М.К. Асептика".
2. Регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14086 от 22.04.2021 на салфетки спиртовые (70% этиловый спирт) антисептические из натурального материала, стерильные, одноразовые производства ИП Голубкова И.В.
3. Регистрационное удостоверение N РЗН 2016/4491 от 26.07.2021 на салфетки спиртовые антисептические из нетканого материала, стерильные, одноразовые производства ООО "Грани".
4. N Регистрационное удостоверение РЗН 2020/9832 от 27.03.2020 на салфетки спиртовые антисептические из нетканого материала, стерильных, одноразовых производства ООО "ИНГАКАМФ".
25.07.2023 Комиссией были направлены запросы в адреса указанных организаций с целью установить соответствие производимого вышеперечисленными организациями товара требованиям извещения и приложений к нему.
ООО "М.К. Асептика" и ООО "ГРАНИ" в предоставленных ответах (вх. N 11033-ЭП/23 от 26.07.2023, вх. 11039-ЭП/23 от 26.07.2023 соответственно), сообщают, что производимый данными организациями товар, указанный в вышеупомянутых регистрационных удостоверениях, полностью соответствует требованиям Приложения N 1 к Техническому заданию.
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок подана были поданы 6 заявок, все их которых были признаны соответствующими требованиям извещения и приложений к нему.
Таким образом, поскольку Заказчиком доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников. Доказательства обратного в материалы жалобы не представлены.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Наберухиной О.В. на действия ГБУЗ "КМСЧ N 1", при проведении электронного аукциона на поставку салфеток антисептических (изв. N 0356300042223000204) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023