Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Качин М.Е., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Фирсов И.А., специалист первого разряда финансово-административного отдела,
в присутствии представителя ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" -Вишневой О.П. (на основе доверенности), в отсутствие представителей ИП Маратканова А.А. (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на поставку игл для эпидуральной анестезии (с) (изв. N 0356200002023001007),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 25.07.2023 г. в 10:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.07.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002023001007 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку игл для эпидуральной анестезии (с).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 515 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 21.07.2023 г.
Заявитель сообщает что Заказчик нарушает конкуренцию путем установки в приложении к извещению характеристик товара, которым соответствует исключительно продукция производителя B. Braun.
В частности, Заявитель обращает внимание на то, что Заказчиком в позициях N1, N2 и N3 приложения к извещению под наименованием Техническое задание, указаны характеристики требуемого товара, которым, в совокупности со всеми остальными требованиями Технического задания, соответствует только продукция производителя B. Braun.
Заказчик в предоставленных возражениях на жалобу поясняет, что вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточняя его характеристики, так как потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заказчик также акцентирует внимание на том, что объектом данной закупки является поставка медицинских изделий, а не их производство, таким образом, любой участник рынка имеет возможность осуществить поставку товара, требующегося Заказчику.
Кроме того, Заказчик сообщает, что установленные требования к объекту закупки не приводят к ограничению количества участников закупки, так как на рынке представлены и иные производители, производимый товар которых соответствует положениям извещения и приложений к нему.
Так, Заказчиком в подтверждение своей позиции была предоставлена техническая документация на иглу SPROTTE 2.G с интродьюсером производителя "Паюнк ГмбХ Медицинтехнолоджи", а также предоставлены следующие регистрационные удостоверения:
1. РУ N ФСЗ 2007/00296 от 30.09.2015 (Производитель - "Б.Браун Мельзанген АГ" (Германия).
2. РУ N ФСЗ 2011/09177 от 04.10.2021 (Производитель - "Паюнк ГмбХ Медицинтехнолоджи" (Германия).
3. РУ N ФСЗ 2011/09102 от 16.03.2017 (производитель - "Тай-Чанг Индастриал ко., Лтд" (Корея).
4. РУ N ФСЗ 2012/12753 от 14.10.2019 (производитель - "Суру интернэшнл ПиВиТи. Лтд" (Индия).
5. РУ N РЗН 2021/13675 от 16.12.2021 (производитель - "Поли Медикюр Лимитед" (Индия).
6. РУ N РЗН 2018/7721 от 15.10.2019 (производитель - "Медерен Неотех Лтд." (Израиль).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в Техническом задании.
Комиссия сообщает, что из анализа технической документации на иглу SPROTTE 2.G с интродьюсером производителя "Паюнк ГмбХ Медицинтехнолоджи", предоставленной Заказчиком, не представляется возможным сделать однозначный вывод о соответствии указанного товара требованиям извещения и приложений к нему.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик также предоставил в адрес Комиссии 6 регистрационных удостоверений.
27.07.2023 Комиссией были направлены запросы в адрес ООО "АДВАМЕДИКС", являющимся официальным дистрибьютором "Поли Медикюр Лимитед" на территории Российской Федерации и в адрес ООО "АЛЬФАМЕДЭКС", являющимся официальным дистрибьютором "Медерн Неотех Ко Лтд" на территории Российской Федерации (исх. N 7560/23 от 27.07.2023 и N 7561/23 от 27.07.2023 соответственно), с целью установить соответствие производимого вышеперечисленными организациями товара требованиям извещения и приложений к нему.
ООО "АДВАМЕДИКС" в предоставленном ответе (вх N 11165-ЭП/23 от 28.07.2023) сообщает, что производимый данной организацией товар, указанный в вышеупомянутом регистрационном удостоверении не соответствует требованиям Технического задания.
В частности, ООО "АДВАМЕДИКС" сообщает, что производимая ими продукция не соответствует следующим положениям Технического задания:
- внутренняя часть со встроенной цветоизменяющейся призмой-идентификатором;
- трапециевидно-овальная форма с дополнительными пальцевыми упорами;
- четыре разнонаправленные овальные вырезы для удобного и надежного удерживания иглы при пункции.
ООО "АЛЬФАМЕДЭКС" в срок до принятия решения по рассматриваемой жалобе ответ на вышеуказанный запрос не предоставило.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в частности, пп. 6,7 позиций N 1,2,3 технического задания, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница", при проведении электронного аукциона на поставку игл для эпидуральной анестезии (с) (изв. N 0356200002023001007) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Председатель Комиссии |
Е.С. Субботина
|
Члены Комиссии: |
М.Е. Качин |
И.А. Фирсов |
Качин М.Е.., (342) 235-12-89
to59-kachin@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023