Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Субботина Е.С., начальник отдела контроля закупок,
члены комиссии:
- Качин М.Е., специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Журавлев М.А. специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края- Балашовой Е.Б. (на основании доверенности), представителя Министерства информационного развития и связи Пермского края - Фокс В.А. (на основании доверенности), в отсутствии представителей ООО "Лайф" (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Лайф" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), Министерства информационного развития и связи Пермского края (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы автоматизации внешнего государственного финансового контроля в Контрольно-счетной палате Пермского края (ИАС "Ассистент-КСП") (изв. N 0156200009923000674),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 27.07.2023 г. в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 31.07.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000674, Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы автоматизации внешнего государственного финансового контроля в Контрольно-счетной палате Пермского края (ИАС "Ассистент-КСП").
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.07.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 20 000 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.07.2023 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом были установлены избыточные, завышенные требования в части содержания показателя "Наличия у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", детализирующего показателя "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Так, Заявитель поясняет, что при применении формулы расчёта, установленной в данной закупке, наибольшее количество баллов получает заявка участника закупки, в которой представлена информация о наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров, что ставит Участников закупки в неравные условия и лоббирует интересы того участника закупки, который представил информацию о наибольшей цене исполненного договора, сумма которого значительно превосходит НМЦК данного контракта.
2. Кроме того, Заявитель также сообщает, что в данной закупке установлены избыточные требования в части содержания детализирующего показателя "Количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Заявитель поясняет, что Предельное максимальное значение данного показателя - "20 специалистов" приводит к неправомерному ограничению количества потенциальных участников данной закупки.
1. Уполномоченный орган в предоставленных пояснениях сообщает, что Заказчиком выбраны прямо предусмотренные законодательством детализирующие показатели по критерию "квалификация участников закупки".
Также Уполномоченный орган сообщает, что Установленный порядок оценки заявок участников рассматриваемого конкурса полностью соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положения об оценке, ПП РФ N 2604), в связи с чем, установление в извещении о проведении оспариваемого конкурса рассматриваемых детализирующих показателей оценки, являющихся едиными для всех участников конкурса, не может свидетельствовать о создании преимущественных условий одному из хозяйствующих субъектов и тем самым каким-либо образом ограничить конкуренцию.
Уполномоченный орган отмечает, что в соответствии с п. 26 Положения об оценке, оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V Положения об оценке в порядке, установленном пунктами 20-23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки". На основании указанной нормы в критериях оценки применена формула, предусмотренная подп. "б" п. 20 раздела IV Положения об оценке. При этом данная формула не предполагает установление предельных максимальных и (или) минимальных значений.
Заказчик обращает внимание на то, что в соответствии положениями информационного письма Минфина России в от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ" формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения об оценке, предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (наибольшее, например, размер опыта, или наименьшее, например, расход топлива), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя. При этом Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения об оценке, поскольку действующее законодательство не ограничивает его в выборе той или иной формулы, допускающей или не допускающей учет предельных значений.
2. В отношении довода, касающегося установления в данной закупке избыточных требований в части содержания детализирующего показателя "Количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", Уполномоченный орган сообщил следующее.
В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (критерий "квалификация участников закупки") Заказчиком применена формула в соответствии с подпунктом "е" пункта 20 Положения об оценке, предусматривающая установление предельного максимального значения (количество необходимых специалистов). При этом нормы Положения об оценки заявок не содержит каких-либо ограничений по установлению количества требуемых специалистов. В связи с этим указанное количество устанавливается Заказчиком самостоятельно в соответствии с его потребностью и целью конкурса - на основании критериев оценки определить участника закупки, предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора.
Количество специалистов (не менее 20), поясняет Уполномоченный орган, установлено исходя их анализа подлежащего выполнению объема работ и специфики видов этих работ. Для выполнения указанных работ потребуются следующие категории специалистов в соответствующем количестве "Руководитель проектов в области информационных технологий" (1), "Специалист по информационным системам" (5), "Архитектор программного обеспечения" (1), "Программист" (12), "Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей" (1). Уровень образования (высшее образование) оцениваемых специалистов по данному детализирующему показателю, а также перечень направлений подготовки (специальностей) вышеприведенных категорий специалистов установлен в соответствии с профессиональными стандартами, утвержденными в установленном законом порядке.
Также Уполномоченный орган обращает внимание, что величина значимости детализирующего показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" составляет только 20 % в сравнении с показателем "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", величина значимости которого равняется 80 %, ввиду чего применяемая формула позволяет набрать баллы и тем участникам конкурса, которые надлежащим образом подтвердят количество специалистов менее установленного максимального количества.
На основании изложенного, Уполномоченный орган считает действия Заказчика, Уполномоченного органа законными и обоснованными.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000674 объектом закупки является выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы автоматизации внешнего государственного финансового контроля в Контрольно-счетной палате Пермского края (ИАС "Ассистент-КСП")
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 43 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о закупках.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о закупках сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о закупках.
Частью 8 ст. 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. 1 и 2 ч. 1 ст.32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен ПП РФ N 2604.
В п. 1 ПП РФ N 2604 установлено, что настоящие положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, согласно приложению N 1.
Согласно п. 3 ПП РФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с ПП РФ N 2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 5 ПП РФ N 2604 при проведении конкурсов:
а) с учетом ПП РФ N 2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 ПП РФ N 2604, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом ПП РФ N 2604 и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 ПП РФ N 2604, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в пп. "а" п. 3 ПП РФ N 2604;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к ПП РФ N 2604, формируется в соответствии с требованиями ПП РФ N 2604.
В соответствии с пп. "а" п. 8 ПП РФ N 2604 В случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным пп. "в" и "г" п. 3 ПП РФ N 2604 применяются детализирующие показатели.
В силу п. 24 ПП РФ N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено ПП РФ N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 28 ПП РФ N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 ПП РФ N 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 ПП РФ N 2604, осуществляется в порядке, установленном п. 20 и 21 ПП РФ N 2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к ПП РФ N 2604:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о закупках;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" п. 28 ПП РФ N 2604, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 ПП РФ N 2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009923000674, критерии оценки установлены в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Так, наряду с критериями цена контракта (значимость критерия - 30 %), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 40 %) имеется критерий "Квалификация участников закупки" (значимость критерия - 30 %) содержащий показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса".
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом конкурса" установлен следующий показатель:
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В качестве предмета оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимаются договоры, оцениваемые по данному детализирующему показателю, сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя (подрядчика, поставщика):
Сопоставимым опытом является опыт создания и/или разработки и/или внедрения и/или развития и/или модификации и/или модернизации информационных систем и/или сервисов.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
исполненный договор;
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора;
-реестровый номер контракта (договора) с сайта zakupki.gov.ru (при наличии)
при этом:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания подачи заявок;
- к оценке принимается исполненный участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовой договор, в том числе заключенный и исполненный в соответствии с Законом N44-ФЗ;
- к оценке принимаются документы, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов;
- к оценке принимаются исключительно исполненные договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Закон о закупах позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Проанализировав положения извещения об осуществления закупки, приложения к нему Комиссия считает, что порядок рассмотрения и оценки заявок установлен Заказчиком с учетом требований Закона о закупках и не противоречат Положению. Установленные Заказчиком критерии и порядок оценки конкурсных заявок не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику, а направлены на определение победителя данного конкурса, который наиболее соответствует потребностям заказчика при оказании услуг по предмету закупки исходя из конкурсных предложений участников закупки.
Доказательств обратного в материалы жалобы не представлено.
2. В отношении довода, касающегося установления в данной закупке избыточных требований в части содержания детализирующего показателя "Количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", Комиссия обращает внимание на следующее.
В соответствии с пп. "е" п. 20 ПП РФ N 2604, в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, рассчитывается по следующей формуле:
Согласно материалам извещения, и в частности - приложению к извещению под наименованием "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", при оценке количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, применяется именно вышеуказанная формула.
Комиссия также принимает во внимание факт того, что Уполномоченным органом количество требуемых специалистов было установлено исходя из проведенного анализа подлежащего выполнению объема работ и специфики видов этих работ.
Вместе с тем, ООО "Лайф" не предоставил в адрес Комиссии подтверждений возможности исполнения положений данного Контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что нормы Закона о закупках, а также нормы ПП РФ N 2604 не содержат каких-либо ограничений по установлению количества требуемых специалистов.
Закон о закупках позволяет заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание не стоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Так, потребностью Заказчика является выявление наиболее квалифицированного исполнителя, обладающего достаточным количеством специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Исходя из указанного, установленные в извещении о проведении закупки критерии оценки заявок не заявок не препятствуют участию в конкурсе, не создают преимуществ конкретному участнику. Заявитель не был ограничен в своем праве учувствовать в закупке, имел возможность подать заявку. Кроме того, как пояснил представитель Заявителя на заседании Комиссии, опыт, соответствующий критериям оценки, у Заявителя имеется.
На основании ст. 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лайф" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, Министерства информационного развития и связи Пермского края, при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию информационно-аналитической системы автоматизации внешнего государственного финансового контроля в Контрольно-счетной палате Пермского края (ИАС "Ассистент-КСП") (изв. N 0156200009923000674) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 августа 2023 г. N 10980/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023