Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 10969/23) Министерства социального развития Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Артемихина Л.Г. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по проведению краевого паратуристского слета с целью реабилитации и привлечения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата к спортивному туризму (изв. N 0156200004923000012),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 31.07.2023 г. в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 01.08.2023 с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0156200004923000012 Заказчиком проводился запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению краевого паратуристского слета с целью реабилитации и привлечения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата к спортивному туризму. Начальная (максимальная) цена контракта - 186 500,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
22.05.2023 г. между Заказчиком и ИП Артемихиным Л.Г. (далее - Исполнитель, Предприниматель) заключен контракт на оказание услуг по проведению краевого паратуристского слета с целью реабилитации и привлечения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата к спортивному туризму на сумму 186 499,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что в соответствии с пунктом 2.4.1. Приложения N 1 к Контракту (далее - Техническое задание) Исполнитель осуществляет информирование инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата о проведении краевого паратуристского слёта (далее - Паратурслёт) в течение 30 дней с момента заключения Контракта. По информации общественной организации инвалидов, приглашений на планируемый к проведению Паратурслёт в их адрес не поступало. Заказчиком письмами от 26 июня 2023 г. N 33-05-59-2158, от 03 июля 2023 г. N 33-05-59-2188, в соответствии с пунктами 4.1.2., 4.1.3. Контракта, Исполнителю направлялись запросы на предоставление сведений об информировании целевой аудитории, свидетельствующей о надлежащем исполнении Контракта (далее - Письма). В соответствии с пунктом 10.7. Контракта Письма были направлены посредством единой информационной системы в сфере закупок, Исполнитель был уведомлен надлежащим образом. Кроме того, в соответствии с пунктами 2.3., 2.4.2., 2.4.3. Технического задания, Исполнитель проводит Паратурслёт в период с 01 по 21 июля 2023 г., и, согласует место его проведения с Заказчиком, а также предоставляет программу его проведения не позднее чем за 2 недели до начала мероприятия. По состоянию на 10 июля 2023 г. ответа от Исполнителя по запросам, определённым в Письмах, а также писем по содержанию исполнения по пунктам Технического задания для согласования в адрес Заказчика не поступало, тем самым Исполнителем был нарушен порядок и срок оказания услуг по Контракту.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика дополнительно пояснили, что считают ненадлежащим исполнением обязательств действия Исполнителя по информированию целевой аудитории мероприятия.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком 12.07.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 12.07.2023 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.07.2023 г.
В тот же день информация о Предпринимателе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Исполнителя указали, что исполнитель также должен провести информирование о мероприятии спустя 30 дней с момента заключения Контракта. Способ информирования в Контракте не указан. Спустя 20 дней с момента заключения Контракта Исполнителем был создан сайт с информацией о Мероприятии и запущена третированная реклама на сайт. Количество подходящих для Мероприятия специализированных площадок ограниченно. Исполнитель смог договорится с подходящей площадкой, имеющей обработку от клещей, только 14 июля 2023 года. Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо N 1-11/0136 от 14.07.2023 г. о готовности выполнить Мероприятие в срок установленный Контрактом, с приложенной программой проведения Мероприятия, а также ссылка на сайт с информированием о Мероприятии. 20.07.2023 г. Исполнитель уведомил Заказчика о том, что имеет намерение исполнить Контракт в полном объеме, и направил следующие материалы: - доработанную в соответствии с письмом N33-05-59-2272 от 19.07.2023 года программу проведения туристического слета (Приложение 1). - документы подтверждающие, что предлагаемая для проведения мероприятия площадка обработана от клещей; - к размещенной информации на сайте так же дополнительно создана рекламная кампания, информирующая о проведении туристического слета. Кроме того, предложил Заказчику рассмотреть предложенную программу проведения мероприятия в срок до 21.07.2023 г., поскольку предлагаемая для проведения мероприятия площадка доступна в период с 20.07.2023 по 06.08.2023 г).
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков нет в силу следующего.
Так, Предпринимателем в адрес Комиссии были представлены:
- договор N 29ак от 12.04.2023 г. между ИП Андриивым В.И. и ООО "Фирма "База отдыха Русь" на акарицидную обработку базы отдыха "Русь" на, заключенный на срок с 12.04.2023 г. по 31.12.2023 г.;
- сведения о сайте в сети "интернет", направленному на информирование целевой аудитории мероприятия;
- информация о направленных Исполнителем запросов в адрес представителей площадок для проведения мероприятия.
Кроме того, согласно п. 2.4.1 Технического задания, являющегося приложением к Контракту, информирование инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата о проведении краевого паратуристского слёта осуществляется исполнителем в течение 30 дней с даты заключения Контракта.
Таким образом, положениями Контракта не предусмотрены требования к порядку осуществления Исполнителем информирования о проведении мероприятия.
Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Согласно п. 1.5 Контракта, срок окончания оказания услуг: 24.07.2023 г.
Вместе с тем, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято Заказчиком 12.07.2023 г., то есть до истечения срока выполнения обязательств по Контракту.
При этом, в результате анализа представленной в адрес Комиссии переписки следует, что по состоянию на день вступления в силу вышеуказанного решения, Исполнитель имел намерения исполнить возложенные на него Контрактом обязательства.
Также Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Исполнителя.
Кроме того, Комиссия, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Артемихин Л.Г. исполнил 63 контракта. Следовательно, ИП Артемихин Л.Г. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Артемихине Л.Г. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Артемихине Л.Г. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 августа 2023 г. N РНП-59-238
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023