Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления, начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - Е.О. Хорышев - главный специалист-эксперт, М.А. Косенко - главный специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Современные технологии ПСК" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - МКУ "Многопрофильный молодежный центр" города Канска (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Комплекс светового оборудования" (далее - аукцион), размещенного на электронной площадке ЭТП "Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Современные технологии ПСК" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ЭТП "Газпромбанк", номер извещения 0119200000123012259.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
До начала рассмотрения жалобы по существу заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В назначенное время в рассмотрении жалобы принял участие представитель уполномоченного органа, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия и личность. Податель жалобы участия своего представителя в рассмотрении не обеспечил, ходатайств не направлял.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В качестве доводов подателем жалобы было указано следующее:
- заказчиком неправомерно не применены позиции КТРУ, а также объединены в один лот (предмет контракта) товары, включенные и невключенные в перечень товаров, установленный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Заказчиком, уполномоченным органом были представлены письменные возражения на доводы жалобы, из которых следует, что положения извещения рассматриваемой закупки сформированы в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Комплекс светового оборудования".
Из пояснений заказчика следует, что закупаемое оборудование является единым сложным объектом, поскольку конструктивно представляет собой комплекс совместимых и настроенных на совместную работу световых приборов, неразрывно связанных между собой.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируют с многочисленной судебной практикой, в том числе, например, по делам NА21-4239/2020, NА34-1354/2021, NА33-15654/2022.
Комиссия, проанализировав описание объекта закупки, установила, что предметом закупки является комплекс светового оборудования, в который входят:
- Светодиодные прожекторы с монтажным набором;
- Кронштейны для подвеса прожекторов;
- Генераторы тумана и дымных пузырей с монтажным набором;
- Жидкость для генератора мыльных пузырей;
- Жидкость для генератора тумана;
- Светодиодный вращающийся прожектор;
- Ламповый вращающийся прожектор;
- Фермовая металлоконструкция для подвеса прожекторов;
- Светодиодный прожектор следящего света;
- Система управления световым оборудованием;
- Консоль для управления световым оборудованием;
- Оптический 4-канальный сплиттер DMX сигнала;
- Система обеспечения питания светового оборудования;
- Пульт управления DMX свитчером;
- Кабель электрический;
- Труба гофрированная;
По мнению подателя жалобы, заказчиком в один лот включены товары, которые содержатся в перечне Постановления N878, и не содержатся в нем.
Установлено, что заказчиком в положениях извещения был применен код ОКПД2 27.40.33.130 "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света". Комиссия соглашается с выводом заказчика о том, что комплекс светового оборудования представляет собой сложную вещь, поскольку из положений статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации сложная вещь представляет собой совокупность различных вещей соединенных таким образом, который предполагает их использование по общему назначению. Обжалуемые позиции описания объекта закупки являются таковыми, поскольку их применение служит единой цели - обеспечения проведения культурного мероприятия.
Комиссия также установила, что согласно приложения N1 к извещению "Проект контракта" заказчиком установлено следующее : "1.1. Поставщик обязуется поставить комплекс светового оборудования (далее - товар), произвести монтаж и пусконаладочные работы". Заказчиком также установлено условие гарантийных обязательств на весь комплекс светового оборудования.
Комиссия отмечает, что исходя из потребности заказчика, к поставке требуется именно комплекс светового оборудования для организации и проведения культурных мероприятий.
Таким образом, довод подателя жалобы относительно того, что закупку необходимо разделить на отдельные лоты не находит своего подтверждения, поскольку заказчиком приобретается единый комплекс совместимых и неразрывно взаимосвянных между собой товаров, образующих сложную вещь.
Относительно довода подателя жалобы о неприменении заказчиком позиций КТРУ к обжалуемым позициям, Комиссия отмечает следующее.
Как было указано ранее, заказчиком был применен код ОКПД2 27.40.33.130 - "Прожекторы и аналогичные светильники узконаправленного света, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света".
Поскольку заказчиком закупается именно комплекс светового оборудования, а позиции КТРУ на указанный предмет не имеется, заказчик в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обязан в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указать код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014. Ввиду указанного заказчик был вправе сформировать описание объекта закупки в соответствии со своей потребностью.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что действия заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что, устанавливая требования к товарам, заказчик исходил из своей потребности, из назначения таких товаров, с учетом специфики деятельности.
В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены.
Кроме того, заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки. При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика, что позволит заказчику успешно реализовывать функцию по организации культурно-массовых мероприятий, что объективно необходимо для создания комфортной среды для жителей города.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективной потребностью и при этом соблюдал условия о недопущении ограничения количества участников закупки.
При этом как указывалось ранее, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, работам, услугам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам, работам, услугам и их характеристикам, а также причины их установления.
Более того, Комиссия указывает на тот факт, что при подаче заявок на участие в электронном аукционе заказчику не поступали запросы разъяснений положений извещения, а так же на участие в аукционе было подано две заявки, которые были признаны заказчиком соответствующими требованиям извещения. Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюдены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Указанная позиция нашла свое отражение в решении Арбитражного Суда Красноярского края по делу N А33-18074/2022.
Комиссия также обращает внимание на то, что действующее законодательство не запрещает поставщикам объединяться в товарищества, заключать договоры субпоставки для закупки необходимого заказчику оборудования удовлетворяющего его потребность.
На основании вышеизложенного доводы подателя жалобы, касающиеся неправомерного формирования положений извещения не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Современные технологии ПСК" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Е.О. Хорышев
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2023 г. N 024/06/106-2168/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2023