Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения РСО-Алания -
рассмотрев в порядке статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский онкологический диспансер" Министерства здравоохранения РСО-Алания о включении сведений об Акционерном обществе "Новость" далее - АО "Новость", Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по итогам проведении электронного аукциона N0310200000322002632 на оказание услуг по стирке и аренде белья на 2023 год (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
18 ноября 2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310200000322002632 на оказание услуг по стирке и аренде белья на 2023 год с приложенным к нему проектом контракта (далее - Извещение, Проект контракта) с начальной (максимальной) ценой контракта 1 709 230 рублей.
По итогам проведения Аукциона 14.12.2022 между ГБУЗ "РОД" МЗ РСО-Алания и АО "Новость" был заключен государственный контракт на оказание услуг по стирке и аренде белья на 2023 год по цене 1 247 737,90 рублей (далее - Контракт).
Пунктами 1.1-1.3 Контракта установлено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по предоставлению в аренду мягкого инвентаря (подменного фонда), стирке, глажке и обработке белья. Срок оказания услуг: с 01.01.2023 ежедневно с понедельника по пятницу (включая праздничные дни - по согласованию с Заказчиком) до 31.12.2023 года.
Пунктами 2.1-2.3 Контракта установлено, что Заказчик осуществляет приемку, экспертизу оказанных услуг, предусмотренных контрактом в части их соответствия условиям Контракта. При завершении оказанных услуг Исполнитель предоставляет Заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг с приложением к нему документов (материалов, предусмотренных техническим заданием (далее - ТЗ). В случае несоответствия результатов оказанных услуг ТЗ сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течении 3 дней после получения акта сдачи-приемки оказанных услуг. Исполнитель обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах контрактной цены.
Согласно пункту 4.2 Контракта, Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с ТЗ в предусмотренный Контрактом срок. Обеспечить соответствие результатов оказанных услуг требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам государственного стандарта), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом. Обеспечить за свой счет устранение недостатков, выявленных при приемке Заказчиком услуг.
04.05.2023 года Заказчиком был зафиксирован факт нарушения и ненадлежащего исполнения условий Контракта, в связи с чем оформлено претензионное письмо и отправлено Исполнителю для ознакомления и устранения нарушений.
Однако, спустя 2-3 недели 19.05.2023 и 31.05.2023 года в адрес АО "Новость" также поступили нарекания, и отправлены претензионные письма.
В ответ на вышеуказанные обращения Исполнитель указал в письме (исх.13.06.2023), что нарушения будут устранены.
Вместе с тем, 19.06.2023 зафиксировано очередное нарушение и отправлена претензия, в последствии чего Заказчик письменно проинформировал Исполнителя о том, что Контракт будет расторгнуть в одностороннем порядке.
Так, в нарушение пунктов 1.1-1.2 и 4.1-4.2 Контракта по состоянию на 20.06.2023 года Исполнитель не устранил нарушения своих обязательств, предусмотренных условиями Контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом, согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Подпунктом "е" пункта 4.3 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 7.5 Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 450.1 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Так, на основании положений статьи 95 Закона о контрактной системе и Контракта 20.06.2023 Заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта с указанием на то, что Исполнителем неоднократно нарушены обязательства по Контракту.
Согласно пункту 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе:
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.06.2023 ГБУЗ "РОД" МЗ РСО-Алания разместило Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в ЕИС.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в десятидневный срок Исполнитель не устранил нарушения условий Контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями частей 13 и 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу 03.07.2023 года.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На рассмотрении дела, представителем АО "Новость" были представлены объяснения, из которых следует, что в процессе технической обработки на белье могли сохранятся пятна (в том числе от "бетадина"), которые, не смотря на применение соответствующего технологического процесса не поддавались выведению, в связи с чем данное белье заменялось на новое из подменного фонда.
Кроме того, на предприятии соблюдается определенный порядок ведения контроля перед направлением обработанного белья Заказчику. Назначено ответственное лицо, которое перед отправкой проводило количественно-качественный контроль.
Также представитель АО "Новость" отметил, что Исполнитель активно участвует в проводимых закупках, всегда добросовестно исполняет обязательства, предусмотренные контрактами, исполнило множество государственных и муниципальных контрактов, в ЕИС размещены исполненные контракты без применения штрафных санкций, а также контракты, которые в данный момент находятся на стадии исполнения. Представитель ходатайствовал о не включении АО "Новость" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Оценка всех фактических обстоятельств дела в совокупности свидетельствует о том, что Исполнитель не имел умысла намерено нарушать условия Контракта.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, принимая во внимание желание Исполнителя продолжать работу с лечебным учреждением, Комиссия приходит к выводу, что в действиях АО "Новость" не содержатся признаки недобросовестного поведения, в связи с чем информация об АО "Новость" не подлежит включению в Реестр.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденном Приказом Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Кроме того, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Подпунктами "б" и "в" пункта 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил в том числе:
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, и пунктом 13 и 14 Правил
РЕШИЛА:
Сведения об АО "Новость" представленные заказчиком - ГБУЗ "РОД" МЗ РСО-Алания, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 июля 2023 г. N РНП 15-21/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2023