Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием:
- представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФНС России по РСО-Алания, Заказчик) - представителя ООО "Фурия" (далее также - Заявитель)
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Фурия" на действия государственного заказчика - УФНС России по РСО-Алания при осуществлении закупки системы видеонаблюдения, включая монтажные и пуско-наладочные работы, в административном здании УФНС России по РСО-Алания, расположенного по адресу: 362031, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Леонова, д.6 (электронный аукцион N0310100005323000005, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
23 июня 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Фурия" на действия УФНС России по РСО-Алания при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя Извещение об осуществлении рассматриваемой закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе поскольку объектом рассматриваемой закупки, в том числе являются:
По мнению Заявителя, Заказчик игнорирует правила применения каталога товаров, работ, услуг, порядок применение, которого установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для следующих позиций:
1) позиция 5 Заказчиком указано "Рабочее место оператора", согласно КТРУ 26.20.15.000-00000001 - системный блок - дата начала обязательного применения позиции каталога 11.06.2023 г. (версии 34);
2) позиция 10 "Полка тип 1" согласно КТРУ 31.09.11.130-00000003 -полка навесная - дата начала обязательного применения позиции каталога 03.11.2022 г.;
3) позиция 10 "Полка тип 2" согласно КТРУ 31.09.11.130-00000003 - полка навесная - дата начала обязательного применения позиции каталога 03.11.2022 г.
В описании объекта закупки не содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, чем нарушено требование подпункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, установление таких характеристик влечет за собой ограничение количества участников Аукциона.
Кроме того Заявитель указывает на то, что в рассматриваемой закупке Заказчиком применяется ограничение допуска товаров, работ, услуг установленное статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 г. "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ от 10.07.2019 N878), который должен быть установлен при закупке по кодам ОКПД2 26.40, закупаемым же Заказчиком товарам, должны быть присвоены другие коды, так например:
- в позиции 5 "Рабочее место оператора" (системный блок) - ОКПД2: 26.20.15.000;
- в позиции 8 "Шкаф тип 1" - ОКПД2- 31.01.11.129;
- в позиции 9 "Шкаф тип 2" - ОКПД2- 31.01.11.129;
- в позиции 10 "Полка тип1" - ОКПД2-31.09.11.130;
- в позиции 11 "Полка тип 2" - ОКПД2-31.09.11.130.
Вышеуказанные товары не включены в перечень по ПП РФ от 10.07.2019 N878 и не являются радиоэлектронной продукцией. Согласно пункта 7 ПП РФ от 10.07.2019 N878, для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень ПП РФ от 10.07.2019 N878 и не включенная в него, в связи с чем включение в закупку вышеуказанных позиций Заказчиком неправомерно.
Так же в закупке применяются условия допуска товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, установленное статьей 14 Закона о контрактной системе и Приказом Минфина России от 4 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина РФ от 04.06.2018 N126н), который должен быть установлен при закупке по кодам ОКПД2 26.40, закупаемым же Заказчиком товарам, должны быть присвоены другие коды, так например:
- в позиции 8 "Шкаф тип 1" - ОКПД2- 31.01.11.129;
- в позиции 9 "Шкаф тип 2" - ОКПД2- 31.01.11.129;
- в позиции 10 "Полка тип1" - ОКПД2-31.09.11.130;
- в позиции 11 "Полка тип 2" - ОКПД2-31.09.11.130.
Вышеуказанные товары не включены в перечень по Приказу Минфина РФ от 04.06.2018 N126н. Согласно пункта 3 Приказа Минфина РФ от 04.06.2018 N126н для целей применения Приказа Минфина РФ от 04.06.2018 N126н не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них, в связи с чем включение в закупку вышеуказанных позиций Заказчиком неправомерно.
Так же, в требованиях к заявке участника закупки Заказчиком установлен запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ от 16.11.2015 N1236), в то время как, по мнению Заявителя, данный запрет может быть установлен Заказчиком только при закупке исключительно программного обеспечения.
Не согласившись с доводами жалобы УФНС России по РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
14 июня 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) УФНС России по РСО-Алания было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100005323000005 на поставку системы видеонаблюдения, включая монтажные и пуско-наладочные работы, в административном здании УФНС России по Республике Северная Осетия-Алания, расположенного по адресу: 362031, Республика Северная Осетия-г.Владикавказ, ул.Леонова, д.6, с начальной (максимальной) ценой контракта Алания 7 231 025,00 (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки и проект государственного контракта.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС КТРУ, а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно частям 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе:
2. Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
При этом, Заказчик самостоятельно формирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются значимыми и определяющими для него.
Из буквального толкования положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, приобрести товары именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и которые соответствуют его потребностям, нуждам, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в Аукционную документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в Аукционной документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Учитывая наличие у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара и то, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге, отсутствуют основания делать вывод об ограничении им количества потенциальных участников Аукциона, поскольку предметом Аукциона является поставка товара, а не его производство, и, соответственно, требования к товарам в описании объекта закупки в равной степени распространялись на всех потенциальных участников Аукциона, то есть, любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемые товары.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
При этом код ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Так, Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона, с учетом объективной необходимости получения по результатам проведения Аукциона определенного товара, размещено описание объекта закупки: поставка системы видеонаблюдения, включая монтажные и пуско-наладочные работы, в административном здании УФНС России по РСО-Алания.
Так же Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлен код ОКПД2 - Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что:
- в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Установлено, что в извещении о проведении Конкурса Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 14 Закона о контрактной системе установлены следующие запреты и ограничения:
- запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ПП РФ от 16.11.2015 N1236;
- ограничения допуска радиоэлектронной продукции для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ПП РФ от 10.07.2019 N878.
- условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н.
При этом, в ходе анализа Извещения о проведении Аукциона, с учетом объекта закупки и его описания, Комиссия пришла к выводу о соответствии Извещения о проведении Аукциона требованиям Закон о контрактной системе в части установления запретов и ограничений в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Фурия" на действия государственного заказчика - УФНС России по РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100005323000005 на поставку системы видеонаблюдения, включая монтажные и пуско-наладочные работы, в административном здании УФНС России по РСО-Алания, расположенного по адресу: 362031, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Леонова, д.6.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 июня 2023 г. N А151-06/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023