Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителя ООО "Строй век": Рогачевой Л.В. (доверенность б/н от 20.07.2023),
в отсутствии представителей Управа Советского района городского округа город Воронеж, о времени и дате рассмотрения обращения, уведомленных надлежащих образом,
рассмотрев обращение Управы Советского района городского округа город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строй век", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тротуарной дорожки по ул. Пирогова (нечетная сторона) от пересечения с ул. Космонавтов до пересечения с ул. Бахметьева и вступлением в законную силу решения арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-354/2022,
у с т а н о в и л а :
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) приняло к рассмотрению обращение Управы Советского района городского округа город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строй век", в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тротуарной дорожки по ул. Пирогова (нечетная сторона) от пересечения с ул. Космонавтов до пересечения с ул. Бахметьева и вступлением в законную силу решения арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-354/2022, которым были установлены обстоятельства расторжения заказчиком указанного контракта.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
30.03.2021 между Управой Советского района городского округа город Воронеж (далее - заказчик) и ООО "Строй Век" (далее - подрядчик) был заключен муниципальный контракт N0169, в соответствии с условиями которого, подрядчик обязуется выполнить работы по устройству тротуарной дорожки по ул. Пирогова (нечетная сторона) от пересечения с ул. Космонавтов до пересечения с ул. Бахметьева (пункт 1.1. контракта).
В соответствии с п.2.3 контракта срок выполнения работ с 23.04.2021 по 31.07.2021.
Дата начала работ, промежуточный и конечный сроки выполнения работ устанавливаются в соответствии с графиком выполнения 3 строительно-монтажных работ, являющимся неотъемлемой частью контракта (приложение N4).
Цена подлежащей выполнению работы по контракту определяется согласно сводному сметному расчету (приложение N1 к контракту), локальному сметному расчету (приложение N2.1 к контракту), представленным в технической части документации о закупке с учетом процента снижения начальной (максимальной) цены контракта, предложенной победителем определения подрядчика, и составляет 3 628 675 рублей 89 копеек, в том числе НДС 20% - 604 779 руб. 32 коп. (п.4.1 контракта).
Истцом выполнены работы по спорному контракту, составлен акт выполненных работ N1 от 07.10.2021 на сумму 3 449 599,52 руб., который направлен заказчику письмом исх. N34 от 07.10.2021.
Заказчиком, в целях определения качества выполненных работ, заключен с ООО "Девелоп Групп Констракшн" муниципальный контракт N54 от 23.07.2021 на оказание услуги по проведению лабораторного контроля тротуарной плитки.
Согласно отчету по лабораторному контролю материалов N2508/21/Э от 25.08.2021 по результатам выполненных лабораторных испытаний с определением фактических показателей качества установлено, что образцы тротуарных бетонных плит не соответствуют требованиям ГОСТ 17608-2017 "Плиты бетонные тротуарные.
Технические условия (с Поправками)" по показателю водопоглощения. Письмом от 06.09.2021 N17296069 заказчиком установлен срок для устранения отступлений от условий контракта путем замены некачественной плитки в срок до 15.10.2021.
Актом от 21.10.2021 заказчиком установлено, что работы по замене тротуарной плитки на соответствующую ГОСТ 17608-2017 подрядчик не произведены, подрядчику повторно установлен срок для устранения недостатков качества работы до 02.11.2021.
Актом от 17.11.2021 заказчиком установлено, что работы по замене тротуарной плитки на соответствующую ГОСТ 17608-2017 подрядчик не произведены.
Согласно заключению ФГБОУ "ВГТУ" о результатах определения фактических показателей качества тротуарных плит N13-МК83/21-ЦКП от 10.12.2021 экспертами Хорохординым А. М. и Курбаковым Д. Е. тротуарная плитка, использованная на объекте тротуарной дорожки по ул. Пирогова (нечетная сторона) от пересечения с ул. Космонавтов до пересечения с ул. Бахметьева, не соответствует ГОСТ 17608-2017 и условиям муниципального контракта по показателю водопоглощения (том 1 л.д. 36-54).
Письмом от 15.12.2021 N 17957236 заказчик мотивировано отказался от подписания акта выполненных работ.
Решением от 15.12.2021 N17957342 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Муниципальный контракт N0169 от 30.03.2021 по своей правовой природе относится к договорам подряда, правовое регулирование которого определено главой 37 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ предусмотрено, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Частью 8 статьи 95 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Отступление подрядчика от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленные заказчиком в разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ) включено сторонами контракта в перечень случаев одностороннего отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункт 11.3 контракта).
В соответствии с частью 12 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В силу части 13 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в законную силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения (часть 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ).
В установленный заказчиком разумный срок (15.10.2021 и 02.11.2021) на устранения выявленных недостатков, подрядчиком недостатки не устранены, что уже само по себе является основанием для отказа заказчика от исполнения контракта.
Также, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено, что в процессе рассмотрения арбитражного дела NА14-3596/2022 по иску ООО "Строй Век" к Управе Советского района городского округа город Воронеж о взыскании 3 449 599,52 руб. задолженности была назначена судебная экспертизы по определению водопоглощения тротуарной плитки, использованной подрядчиком при производстве работ, проведение которой по ходатайству обеих сторон было порчено сотрудникам Академии развития строительного комплекса Центр научных исследований и судебных экспертиз в строительстве при ФГБОУ "ВГТУ" Мясищеву Руслану Юрьевичу, Носову Сергею Сергеевичу и Усачеву Александру Михайловичу.
Согласно заключению экспертизы NА14-3596/2022С от 26.01.2023, представленному для приобщения к материалам настоящего дела как иное письменное доказательство, исследуемые образцы тротуарной плитки партии N1 имеют водопоглощение - 7,7%, что не соответствует требованиям ГОСТ 17608- 2017; исследуемые образцы тротуарной плитки партии N 2 имеют водопоглощение - 7,0 %, что не соответствует требованиям ГОСТ 17608- 2017; исследуемые образцы тротуарной плитки партии N 1 имеют водопоглощение - 5,5%, что соответствует требованиям ГОСТ 17608-2017.
Согласно ГОСТ 17608-2017 требуемое значение водопоглощения составляет не более 6, 0%. В рамках рассмотрения дела NА14-3596/2022, судом установлено, что два образца из партии N 3 имеют водопоглощение не соответствующее требованиям ГОСТ 17608-2017 - 6,1 %.
Вывод о соответствии образцов партии N3 сделан исключительно потому что один образец имел высокий уровень водопоглощения 4,2 %, что в среднем значении для партии дало удовлетворительный результат. Таким образом, из 9 отобранных образцов только один соответствует требованиям ГОСТ 17608-2017.
Факт ненадлежащего выполнения работ подрядчиком подтвержден представленными ответчиком в материалы дела доказательствами и документально истцом не опровергнут. Доказательств устранения недостатков работ в установленный срок, наличие которых подтверждено актом, экспертным исследованием (в рамках досудебного урегулирования), а также судебной экспертизой в рамках дела NА14-3596/2022, подрядчиком не опровергнуто.
Материалами дела подтверждается, что процедура одностороннего отказа от исполнения контракта заказчиком не нарушена.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В срок десятидневный срок: с 16.12.2021 по 27.12.2021 Подрядчиком не были устранены нарушения условий контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 28.12.2021 (с учетом выходных дней).
Документов, подтверждающих намерение добросовестного исполнения условий контракта, Подрядчик не предоставил.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, исключается из Реестра по истечении двух лет с даты ее включения в Реестр.
По данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в пункте 24 обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, высказана позиция, согласно которой, срок для исключения информации об исполнителе из этого реестра исчисляется с момента, в который контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, срок исключения информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) из Реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в сфере закупок должен был разместить указанную информацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам рассмотрения обращения Управы Советского района городского округа город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строй век" от 10.01.2022, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тротуарной дорожки по ул. Пирогова (нечетная сторона) от пересечения с ул. Космонавтов до пересечения с ул. Бахметьева, информацию о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о ООО "Строй век" необходимо было разместить 20.01.2022года.
Следовательно, информация в отношении ООО "Строй век" из реестра недобросовестных поставщиков должна быть исключена по истечении двух лет - 22.01.2024года (с учетом выходных дней).
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС Росси, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ,
р е ш и л а :
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком до 22.01.2024года (включительно) сведения об ООО "Строй век", адрес: 394077, Воронежская область, г. Воронеж, проспект Московский, д. 97, офис 179, ИНН 3662259184, КПП 366201001, дата постановки на учет в налоговом органе 06.02.2018, Директор/учредитель Маргарян Оганес Торвалдсенович ИНН 366233628028.
Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Строй век" считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Резолютивная часть решения объявлена: 24.07.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 27.07.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 24 июля 2023 г. N 036/06/104-1223/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023