Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техпоставка+" (далее - ООО "Техпоставка+", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) и бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный академический театр драмы" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка оборудования постановочного освещения (Реестровый номер 23.31.1398)" (извещение N 0152200004723001337) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка),
в присутствии представителей заказчика: Бывалина Мира Неоновича (доверенность от 11.05.2022 N 1105/2022), Михайлевой Ольги Владимировны (доверенность от 21.07.2023), Муравицкого Александра Юрьевича (доверенность от 25.07.2023)
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - Самигуллина Айдара Маратовича, генерального директора, Мусина Родиона Альбертовича (доверенность от 02.02.2023)
уполномоченного органа - Дохват Натальи Витальевны, начальника, Гавриловой Ларисы Петровны (доверенность N 157 от 05.05.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6626-ЭП/23 от 19.07.2023) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 11.07.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004723001337 с начальной (максимальной) ценой контракта 13 371 422,34 руб.
19.07.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 2 заявки, из них сделано 1 ценовое предложение, наименьшее ценовое предложение (13 304 565.22 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 41, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,5 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 20.07.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 41 с ценой контракта 13 304 565.22 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и+ объяснений, установлено следующее.
Доводы жалобы заявителя сводятся к тому, что заказчиком при описании объекта закупки не применен каталог товаров, работ, услуг.
Оценив довод жалобы и возражения заказчика, уполномоченного органа, Комиссия решила признать жалобу необоснованной на основании следующего.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы (часть 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Материалами дела установлено, что заявителем была подана заявка на участие в обжалуемой закупке. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика ООО "Техпоставка+" было определено победителем закупки.
В понимании части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Комиссия также учитывает итоги закупки, которые однозначно свидетельствуют об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя обжалуемыми действиями заказчика.
По убеждению Комиссии, заявитель злоупотребляет своим правом на обжалование, такие действия явно не направлены на защиту собственных прав и интересов, особенно с учетом того, что заказчик повторно проводит данную закупку (ранее контракт, заключенный с ООО "Техпоставка+" по результатам закупки (извещение N 0152200004723000196) был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в связи с нарушением поставщиком существенных условий контракта).
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ, Правила формирования КТРУ).
Пунктами 4-8 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссией установлено, что объектом закупки, в том числе являются светодиодные приборы с полным вращением, заказчиком для данного объекта закупки выбран код ОКПД2 27.40.33.130.
В каталоге товаров, работ, услуг с кодом ОКПД2 27.40.33.130 имеются позиции КТРУ 27.40.33.130-00000001 "Прожектор светодиодный", 27.40.33.130-00000002 "Прожектор светодиодный", содержащие описание объекта закупки.
Объяснения представителей заказчика, уполномоченного органа сводятся к том, что указанные позиции КТРУ не соответствуют потребности заказчика, а именно тем характеристикам, которые были установлены заказчиком.
Комиссия особо отмечает, что применение пункта 7 Правил использования КТРУ обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
Довод о том, что установление дополнительных требований к товару направлены на удовлетворение обоснованной потребности заказчиков Комиссия в данном случае также полагает несостоятельным, в связи с тем, что включение при описании объекта закупки дополнительных требований к товару, в отношении которого предусмотрены соответствующие ограничения допуска (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878) и содержатся обязательные характеристики (показатели) в позиции каталога товаров, работ, услуг, нарушает явно выраженный запрет, установленный в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Указанные выводы подтверждаются судебной практикой по делам N А48-9099/2021, N А46-15531/2020, N А46-15608/2020.
Ссылка заказчика на то, что приведенные позиции КТРУ созданы на основании ГОСТ 34819-2021 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний, следовательно, не распространяются на театральное оборудование, Комиссией отклоняется, так как указанное не следует из Правил формирования КТРУ. Более того, как установлено в рамках заседания Комиссии, позиции КТРУ предусматривают, в том числе характеристики, которым соответствуют театральные прожекторы.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Комиссия также считает необходимым отметить, что в случае отсутствия в КТРУ позиций, соответствующих обоснованной потребности заказчика (при условии наличия конкурентного рынка), заказчик не лишен возможности, в том числе в целях соблюдения принципов контрактной системы, направить соответствующее обращение в Минфин России для рассмотрения вопроса об изменении позиций КТРУ или включения новых позиций.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техпоставка+" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный академический театр драмы" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка оборудования постановочного освещения (Реестровый номер 23.31.1398)" (извещение N 0152200004723001337).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный театр драмы" нарушение части 6 статьи 23, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
|
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 июля 2023 г. N 055/06/106-832/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2023